Москва в кинофильме
1812. Отечественная война

(Издание бр. Пате и А. Ханжокова и К°, 1912 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Ух, первый дореволюционный фильм, который мы попытаемся разобрать. Фильм абсолютно потрясающий, как картинками-съемками, так и множеством прелюбопытных моментов, которые просто окутали фильм... В посте, помимо привычных кадров из фильма, современных фотографий и ссылок на интересные материалы по теме, будет много вопросов и моих предположений, сканов и цитат из старых газет и журналов и даже репродукций известных картин.
Начнем с того, что фильм, посвященный 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года изначально вознамерились делать сразу две фирмы: французских синематографистов братьев Пате и, можно сказать, родоночальника отечественного кино (по крайней мере "одиного из"), Александра Алексеевича Ханжонкова. Обе фирмы подали прошение на разрешение съемок (и в Кремле в том числе), на что и получили разрешение, но при условии, что в фильме не будет изображен Александр I и некоторые эпизоды, которые могут представить в нежелательном освещении деятельность нашей армии, а также задеть религиозное чувство русского народа. Также о съемках в Кремле с участием массовки нужно было получить отдельное разрешение у московских градоначальников и полиции.

Пока длилось все это согласование обе фирмы начали съемки своих картин. В результате зрители увидели двух актёров в роли Наполеона (П. Кнорр и В. Сережников)

Но вот что вышло: в постановках фирмы «Бр. Пате» преобладали сцены декоративные, поставленные главным образом по живописным произведениям наших великих мастеров: "В Кремле - пожар", «Военный совет в Филях» и т. д. В постановках же фирмы Ханжонкова преобладали массовые сцены с участием войск, были сняты отличные зимние сцены и достаточно сложные по тем временам комбинированные съемки пожара в Москве. Все это послужило причиной того, что глава французской фирмы обратился к Ханжонкову с просьбой объединить усилия. Так в итоге на экраны вышел совместный фильм. Русско-французский!

Давайте рассматривать кадры.

Предположение о местах съемок некоторых эпизодов можно сделать только основываясь на публикациях в прессе того времени, поэтому я буду давать цитаты из газет за 1911 и 1912 годы и демонстрировать кадры.

1."Петербургская газета. 19 июня 1911 года:
"В виду предстоящего юбилея 1812 года, одна из крупнейших синематографических фирм предпринимает выпуск грандиозной картины «Бой при Бородине». Для картины будет инсценирован в июле месяце на Ходынском поле, на так называемом «Заднем поле», Бородинский бой. В постановке картины примут участие свыше 3000 человек. Руководить боем будет капитан генерального штаба, состоящий в комитете музея 1812 года и считающийся одним из выдающихся знатоков эпохи отечественной войны. Картина будет обнимать собой не только сам бой, но и моменты, предшествовавшие ему. Отдельно будет поставлена картина «Отступление Кутузова к Москве». К постановке этой грандиозной картины идут спешные подготовительные работы."

Итак, делаем предположение, что в кадре Ходынское поле.
И вот первое сравнение с живописным полотном. Кадр из фильма и картина Верещагина "Наполеон I на Бородинских высотах"
2. Совет в Филях. Картина Кившенко "Военный совет в Филях" воспроизведена очень скрупулёзно.
3. Граф Ростопчин призывает народ к защите "сердца России". Место мной не опознано, но основываясь на воспоминаниях самого Ханжонкова ("...мы продолжали съёмки нашей юбилейной картины. Группы французов наполеоновских времён появлялись то на улицах города, то в дачных окрестностях Москвы, то в самом Кремле. Интерес к юбилейной картине был возбужден чрезвычайно..."), можно сделать вывод, что это Москва. Помогайте с опознанием!
Вероятнее всего где-то совсем рядом снимались сцены из другой части фильма - мародерства французов
но это только мое предположение, основанное на конфигурации балкона и обилии плюща.

4. Французкие войска входят в Москву. Здесь мы видим Нескучный сад

Александрийский дворец в Нескучном Саду
Вот так он выглядит сегодня
В другом эпизоде фильма появляется еще одно здание из Нескучного.

Орловский манеж.
Вид с торца в наши дни
Неплохой, на мой взгляд, материал я в свое время писала для альманаха "Отечество". Кому интересно, могут ознакомиться с историей этих и других зданий и сооружений "Нескучного сада" здесь

А вот вырезка из журнала "Искры", где как раз и запечатлены съемки этих эпизодов.
5. В Кремле.
6. Пожар.
Цитата из книги Ч. Сабинского "Из записок старого киномастера": "Большой успех имела инсценировка пожара 1812 г. для юбилейной ленты к столетию Отечественной войны. Здесь, несмотря на все убожество тогдашней аппаратуры, мне удалось провести, по сути дела, комбинированную съёмку довольно сложного порядка. Большой макет горящей Москвы служили фоном для актёров, изображавших жителей Москвы, Наполеона и его штаб."
Кстати, именно по поводу этого кадра критики писали после выхода фильма «Русское слово» от 31.07.1912: "В картине «Пожар Москвы», в общем довольно эффектной, для чего-то изображённый не существовавшие в 1812 г. кровли «бочкой» допетровской Руси." (Так что не только мы с вами замечаем всякие там телефонные будки и автобусы не соответствующие эпохе.)

И еще два кадра с пожара.

+ Верещагин "В Кремле - пожар"
+Верещагин "Сквозь огонь"
7. Петровский путевой дворец
8. Зимние сцены. Атрибутировать местность можно опять-таки только по прессе прошлого.
«Новости театров, скетинг-ринков и кинематографов» (Санкт-Петербург), 1912, № 33:

"На днях в окрестностях Москвы, на 5-й версте Ярославской железной дороги, одна из московских кинематографических фирм производила кинематографические снимки картин из эпохи Отечественной войны — «Отступление великой армии Наполеона».

В 9-м часу утра был отправлен из Москвы специальный поезд из нескольких вагонов. В поезде были, кроме кинематографистов-французов, артисты, участвовавшие в картинах, статисты, несколько приглашённых, всего около 150 человек.

Около 10 часов к намеченному месту подошли в походном порядке солдаты, которые были назначены для участия в картине — по две роты Екатеринославского и Ростовского полков и полусотня казаков. Участие воинских чинов оказалось возможным ввиду распоряжения военного министра ген. Сухомлинова — оказать полное содействие съёмке картин из эпохи войны 1812 г.

И артисты, и статисты, и нижние чины переодевались в французские и старые русские формы и гримировались в сторожевой будке.

Приблизительно через час все было готово; были доставлены нужные для картины бутафорские трупы лошадей, замерзших солдат и т. п. Стали размещать участников картин по покрытой ещё снегом поляне и мелкому кустарнику. Для изображения обоза были приглашены крестьяне из соседнего села Алексеевского. Всего было разыграно пять картин: «Последний привал», «Отступление великой армии Наполеона» (наиболее сложная и эффектная), «Не замай, дай подойти», «Кавалерийская атака обоза» и «Славная смерть» (Наполеон прикалывает орден к груди умирающего сержанта)...

Наполеона изображал профессиональный артист Кнорр, единственную женщину (последовавшую в обозе Наполеона за французским сержантом) актриса Народного дома Бабурина. Французов изображали преимущественно учащиеся комиссаровского технического училища и других учебных заведений Москвы. Изображали французов и солдаты. Съёмка картин заняла часов шесть. В 5 часов вечера все участники спектакля тронулись назад в Москву."

«Наша неделя» - Раннее утро, 1912, № 19
Железнодорожная казарма на 5-й версте Ярославской дороги.
Изредка, громыхая колёсами, тяжело пыхтя, проносятся мимо поезда.
Тогда за стёклами вагонов можно видеть удивлённые лица, любопытные, недоумевающие взгляды.
Как должны недоумевать эти люди, пролетевшие мимо в поезде!…
Когда у переезда, на дороге они увидали «усачей-гренадеров», в тяжёлых медвежьих шапках, — старую гвардию императора…
Увидали под киверами с султанами безусые лица юношей, двинутых по воле того же «маленького капрала» из низин Голландии, с берегов Эльбы, в снежные пустыни России…
Увидали на усталых, прядущихся ушами лошадях «драгунов с конскими хвостами»… Это — одна из кинематографических фирм ставит на опушке Лосиноостровской рощи сцены из отступления из России «великой армии».
...
Шумно выступает армия в синих мундирах — студенты, реалисты, гимназисты.
Кое-кто из них уже в Москве успел «согреться».
И режиссёр ворчит:
— Экие мерзавцы, ещё до отступления нарезались!..."

Так что можно предположить, что съемки проходили где-то между платФормами Москва 3 и Маленковская Ярославского направления

Есть предположение, что за церковь вдали?
+Верещагин "Не замай! - Дай подойти!"
А вот страничка из журнала "Искры" за март 1912 г.
9. Ну, и фактически финальные сцены картины. Село Молодечно. Наполеон получает дурные вести из Франции и решает оставить армию.

И снова сравнение с картиной Верещагина. На сей раз "На этапе - дурные вести из Франции"
Надо сказать, что картина собрала очень хорошие отзывы.

«Великий Кинемо», 1912, № 40:
"В понедельник, 30 июля, в Художественном театре на Арбатской площади состоялась демонстрация юбилейной исторической картины «1812 год», издания бр. Пате и т. д. "А. Ханжонков и Ко". К началу сеанса изящный зал театра переполнился приглашёнными, среди которых присутствовали: Московский губернатор свиты Е. И. В. г.-м. В. Ф. Джунковский, командующий войсками Московского военного округа А. П. Плеве, и.о. Московского коменданта полковник Т. Г. Гарковенко, корпусные командиры Яковлев и Зуев, начальники дворцового управления кн. Н. Н. Одоевский-Маслов, председатель комиссии по Бородинским торжествам А. А. Княжевич, герой Порт-Артура ген. Горбатовский и много других представителей военного мира; были также А. А. Ханжонков, г. Гаш, талантливый исполнитель роли Наполеона арт. театра Корша В. К. Сережников, почти все содержатели московских кинематографов, артисты и представители прессы. Демонстрация картины состоялась под оркестр военной музыки, исполнивший отрывки из увертюры Чайковского «1812 год», и вызвала дружные аплодисменты у переполнившей театр публики. Особенно сильное впечатление производят картины Бородинского боя, пожар Москвы и др."

«Газета-копейка», 1912, № 44
"Ни минуты не забывая, что передо мной проходят картины, нарочно поставленные и разыгранные, я всё-таки испытал полную иллюзию. Казалось, что действительно наблюдаешь эту страшную битву, это величайшее сражение, решившее судьбу того, кто сдавил Европу своей пятой. Отдельные картины кавалерийских атак и мужественного отпора наших пехотинцев — великолепны, потрясающи. Маленький гимназистик, сидевший впереди меня, в каком-то экстазе шептал: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…».

Никогда я не чувствовал, каким многообразным орудием развития и образования может явиться кинематограф, как вчера, при демонстрации этой великой эпопеи. Правда, Наполеон казался несколько жидковатым и не соответствующим тому представлению, какое сложилось о нём, и слишком искусственное впечатление давали эпизоды пожара Москвы, но все в общем было превосходно и превратило для меня безмолвные страницы истории в нечто живое и осязаемое.

В театре (картину эту теперь показывают везде) было очень много иностранцев: французов и англичан. Они смотрели величавую историю Двенадцатого года с большим интересом и, уходя, говорили, что ещё не видели ничего подобного. Удивительно ли? «Сюжета», подобного Двенадцатому году, ведь и не было другого в истории. Искусство и поэзия у нас ещё очень мало разработали этот «Сюжет», но ещё много будет он вдохновлять наших художников, поэтов, драматургов. Уже теперь вся эта эпопея кажется легендарной, хотя ещё есть люди, бывшие её современниками.

Были на экране показаны и эти последние обломки прошлого, и когда я уходил из театра, я по справедливости мог думать, что провёл час на Бородинском поле"

Спасибо тем, кто дочитал до конца.

Использовала материалы с сайтов Газетные старости и Один факт