Надо сказать, что картина собрала очень хорошие отзывы.
«Великий Кинемо», 1912, № 40:
"В понедельник, 30 июля, в Художественном театре на Арбатской площади состоялась демонстрация юбилейной исторической картины «1812 год», издания бр. Пате и т. д. "А. Ханжонков и Ко". К началу сеанса изящный зал театра переполнился приглашёнными, среди которых присутствовали: Московский губернатор свиты Е. И. В. г.-м. В. Ф. Джунковский, командующий войсками Московского военного округа А. П. Плеве, и.о. Московского коменданта полковник Т. Г. Гарковенко, корпусные командиры Яковлев и Зуев, начальники дворцового управления кн. Н. Н. Одоевский-Маслов, председатель комиссии по Бородинским торжествам А. А. Княжевич, герой Порт-Артура ген. Горбатовский и много других представителей военного мира; были также А. А. Ханжонков, г. Гаш, талантливый исполнитель роли Наполеона арт. театра Корша В. К. Сережников, почти все содержатели московских кинематографов, артисты и представители прессы. Демонстрация картины состоялась под оркестр военной музыки, исполнивший отрывки из увертюры Чайковского «1812 год», и вызвала дружные аплодисменты у переполнившей театр публики. Особенно сильное впечатление производят картины Бородинского боя, пожар Москвы и др."
«Газета-копейка», 1912, № 44"Ни минуты не забывая, что передо мной проходят картины, нарочно поставленные и разыгранные, я всё-таки испытал полную иллюзию. Казалось, что действительно наблюдаешь эту страшную битву, это величайшее сражение, решившее судьбу того, кто сдавил Европу своей пятой. Отдельные картины кавалерийских атак и мужественного отпора наших пехотинцев — великолепны, потрясающи. Маленький гимназистик, сидевший впереди меня, в каком-то экстазе шептал: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…».
Никогда я не чувствовал, каким многообразным орудием развития и образования может явиться кинематограф, как вчера, при демонстрации этой великой эпопеи. Правда, Наполеон казался несколько жидковатым и не соответствующим тому представлению, какое сложилось о нём, и слишком искусственное впечатление давали эпизоды пожара Москвы, но все в общем было превосходно и превратило для меня безмолвные страницы истории в нечто живое и осязаемое.
В театре (картину эту теперь показывают везде) было очень много иностранцев: французов и англичан. Они смотрели величавую историю Двенадцатого года с большим интересом и, уходя, говорили, что ещё не видели ничего подобного. Удивительно ли? «Сюжета», подобного Двенадцатому году, ведь и не было другого в истории. Искусство и поэзия у нас ещё очень мало разработали этот «Сюжет», но ещё много будет он вдохновлять наших художников, поэтов, драматургов. Уже теперь вся эта эпопея кажется легендарной, хотя ещё есть люди, бывшие её современниками.
Были на экране показаны и эти последние обломки прошлого, и когда я уходил из театра, я по справедливости мог думать, что провёл час на Бородинском поле"
Спасибо тем, кто дочитал до конца.
Использовала материалы с сайтов
Газетные старости и
Один факт