Москва в кинофильме
Аэлита

(Межрабпом-Русь, 1924 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию разбор удивительного фильма. Это экранизация одноименного произведения Алексея Толстого, которая по праву стала классикой мировой кинофантастики.
Правда, стоит сказать, что, к разочарованию современников и к нашей радости, виды нэпмановской Москвы интересовали режиссера много больше, чем приключения на другой планете. Благодаря этому мы можем увидеть много интересного из жизни Москвы первой половины 1920-х: Красная площадь без мавзолея, памятник Минину и Пожарскому на своем старом месте, старый Большой каменный мост, интересные (непривычные нам сегодняшним) виды московских улиц и площадей и даже общественные уборные времен НЭПа.

Сразу скажу, что опознать мне удалось далеко не все, поэтому очень рассчитываю на вашу помощь!
Для удобства кадры нумерую.

1. Афиша к фильму. Художник Израиль Боград
2. Выход в город с одного из московских вокзалов. Мое предположение - Курский.
3. Чудесный панорамный вид в сторону Кремля со старого Храма Христа Спасителя.
За героем мы видим колокольню церкови Похвалы Пресвятой Богородицы, старый Большой каменный мост, который располагался чуть выше по течению (к нему вела ул. Ленивка). Сей мост был построен в 1858 году.
Просуществовал этот мост до конца 1930-х. А привычный нам мост (уже на новом месте, ближе к Кремлю) сооружен в 1938 году.

4. Еще один уникальный кадр. Прибытие поезда на станцию Москва-Товарная-Курская, и вереница храмов у Рогожской заставы на заднем плане.
5. Еще один кадр из неопознанного. И тут тоже есть подозрения насчет старого здания Курского вокзала
6. Вновь загадка. Место, где проживала молодая семья. Достаточно приметные ворота. Здания вокруг, увы показаны не слишком хорошо, но вдруг кто-то опознает? Привожу 4 кадра с разных ракурсов.
7. Воспоминания о былой роскоши. Особняк Грибова в Хлебном переулке. Симпатичный спящий лёва у входа.
8. Молодая супруга убегает с "вечеринки" нэпачей. Место, увы, не определено точно, но есть предположения, что на заднем плане дом № 13/5 по 1-му Тверскому-переулку, а дамочка выбегает из дверей дома, который стоял на месте современного музея Музыкальной культуры имени Глинки. Между домом 13/5 и героиней проходит современная ул. Фадеева.
9. Где-то неподалеку от предыдущего кадра. Обратите внимание на интересное сооружение, на фоне которого происходит действие. Во дворе гимназии Поливанова, что на Пречистенке. (спасибо wlad11)
Вот так выглядит это место сегодня.
10. Совет Краснопресненского района.
Все то же здание по 1-му Тверскому-Ямскому пер. д. 13/5. Когда-то здесь располагался Петровско-Александровский пансион-приют дворянства Московской губернии, а в наши дни здесь базируется мед. центр на базе НИИ нейрохирургии им. Бурденко.

11. Ярославский вокзал
Вид от входа Ярославского вокзала в сторону вокзала Казанского
платформы Ярославского вокзала
часы на платформах Ярославского вокзала
12. Театральная площадь. Метрополь. На заднем плане видна еще не снесенная Пантелеймоновская часовня у Владимирских ворот Китай-города
Примерно это же место в наши дни
13. Триумфальная площадь или, как ее именовали в 1920-е, Площадь Старых Триумфальных Ворот.
По Тверской идут трамваи. На месте концертного зала им. П.И. Чайковского Театр Шарля д’Омона (правый верхний угол кадра) и ряд других строений. Вдали виднеется колокольня церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской
Современный вид примерно с этой же точки
14. Та самая общественная уборная.
Место ее расположения не определено. Похоже на набережную Яузы...
Вот вид влево и вправо от нее
15. Еще один кадр, вызывающий некоторые вопросы... Мое предположение - лестница у ХХС, на заднем плане крыша дома Перцовой (Соймоновский проезд, 1)
16. У витрины магазина. Предположительно ЦУМ. Поправляйте :)
17. Красная площадь. Здесь киношники, вероятнее всего, использовали кинохронику, и много интересного мы здесь можем увидеть.

Вот отряды кавалерии скачут по площади. А мы с вами видим столбы - опора контактной сети трамвая. А у Никольских ворот виднеется верхушка часовни Николая Чудотворца... (снесена в 1925 г.)
Минин и Пожарский на своем старом месте. Возле ГУМа
И площадь без мавзолея. А на его месте интересная скульптура - Рабочий у наковальни (скульптор Лехт, 1922 г.)
Простоял сей памятник как раз до 1924 г.

Ну и напоследок, еще один любопытный факт, касающийся данного фильма. Над изготовлением "марсианских" костюмов трудилась известнийшая художница-авангардистка Александра Александровна Экстер.
Сравните эскиз и костюм Аэлиты, который мы видим в фильме.
Как видите, много мест не опознано. Помогайте! Давайте доведем до ума сей разбор вместе! :)