Москва в фильме
Человек родился

(Мосфильм, 1956 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Мы возобновляем разбор кинофильмов. И начинаем с фильма 1956 года "Человек родился".
В основе сюжета фильма непростая судьба девушки Нади, приехавшей в Москву поступать в институт.
Дальше все складывается не просто - провал на экзаменах, знакомство с Виталием, рождение ребенка, проблемы с жильем и работой.
Но заканчивается все, как водится в советских сказках для взрослых, хорошо. Новое знакомство, на сей раз со студентом Глебом. Решение всех проблем. Фильм завершается вопросом Глеба: "Год-то проживем?" и Надиным ответом: "Сто проживем, пока мы вместе..."
Но самое интересное в этом фильме - Москва середины 1950-х: Комсомольская площадь без универмага "Московский", свеженькие Лужники, парадные кварталы Песчаных улиц, Чистопрудный бульвар и Садовое кольцо.
Давайте смотреть!

1. Комсомольская площадь. Вид от Каланчевки. В правой части кадра старая застройка. Нет универмага "Московский" и башни ИВЦ РЖД. Слева недавно построенный вестибюль станции м. Комсомольская - шпиль выглядывает из-за Ленинградского вокзала.

Прежний северный вестибюль, построенный к 1935 г. по проекту А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского.
В начале 1950-х этот вестибюль был разобран, и на его месте построен новый, ныне существующий вестибюль по проекту Щусева.

2. Бурлящая улица Горького - показательная трасса советской столицы.
В кадре здание с нынешним адресом Тверская, 9.

3. У Бородинского моста.
Обратите внимание на отмель у берега и небольшие деревца на заднем плане. Они были высажены у закладного камня монумента в память 300-летия воссоединения Украины с Россией в 1955 году

Вот так выглядело это место в середине 1950-х.
Памятник здесь так и не появился, а деревца разрослись и нынче образуют неплохой скверик.

4. Без Кремля никуда
5. А здесь в кадре вид в сторону Моховой с Большого каменного моста. Дом Пашкова на заднем плане узнаваем, конечно. Но гораздо более интересна застройка, стоящая чуть ближе к оператору
Уже почти 40 лет здесь зелёный газон. В народе его именуют иногда Никсоновской лужайкой.
Дело в том, что буквально за двое суток до официального приезда Президента Никсона в СССР в 1972 году было принято срочное решение сломать ряд старых домов, которые ЯКОБЫ портили виды из окон лимузина. И буквально за сутки в центре были сметены чуть ли не десятки зданий, некоторые из которых представляли историческую и архитектурную ценность. Увы!

6. Советская (Тверская) площадь
7. Смотровая площадка. Вид в сторону новеньких Лужников
И БСА, еще без крыши конечно же.
23 декабря 1954 года Правительство СССР приняло решение о сооружении в Лужниках «большого московского стадиона». Проектирование стадиона в составе спортивного комплекса «Лужники» началось в январе 1955 года, строительство — в апреле того же года, а 31 июля 1956 года уже состоялось его торжественное открытие. Тогда здесь прошла прошла Первая спартакиада народов СССР. В это же время посадили саженцы (практически неразличимые на кадрах), которые годы спустя пышно разрослись.

А дальше улицы московские...

7. Большая Садовая и новенький Пекин на заднем плане.
Построена гостиница по проекту архитектора Дмитрия Чечулина в типичном сталинском стиле в 1949—1955 годах. Официально гостиница была открыта в 1956 году.

8. Это кафе "Дружба" на Петровке, 5. Любопытно разглядывать напитки на столе. И их тару :)
9. Садовая-Кудринская. В кадре дом 22
10. Кутузовский проспект. Чудесная вывеска магазина "Мебель" на доме 26 и шпиль "Украины" на заднем плане.
11. Миусская площадь
В кадре здание, в котором нынче располагается РХТУ им.Менделеева. А строилось это здание еще в конце 19 века как Московское промышленное училище (заложено в 1898 г.); в 1918 г. это уже был техникум им.Менделеева; в 1920-м техникум реорганизован в Институт химико-технологический, практический (готовили практических инженеров).

12. Хохловский переулок. Вид в сторону бульвара.
13. Автобусный парк, в котором работает героиня (Новорязанская улица, 27).
Обратите внимание на перекрытия, которые хорошо видны на следующем кадре.
Это очень интересный автобусный парк! Перекрытия эти, да и вообще все инженерные конструкции сооружения проектировал никто иной, как Владимир Григорьевич Шухов. Само же здание было построено по проекту выдающегося архитектора Константина Степановича Мельникова.

Под гараж был отведен небольшой участок неправильной формы. Мельников выбрал подковообразную форму плана (на 104 машиноместа) с выводом на улицу торцевых фасадов, решенных крупно и выразительно. В центре каждого торца устроен выступ в виде киля, в нижней части которого расположены два проема ворот: один для въезда, другой для выезда (это было сделано для удобства заезда автомашин с близко примыкавшей к гаражу проезжей части улицы, т. е. чтобы не ставить машину поперек уличного движения при заезде и выезде из гаража); по сторонам от выступа — большие остекленные вертикальные экраны, контрастирующие с небольшими круглыми проемами.
Металлические перекрытия гаража — конструкции инженера В. Шухова, которого К. Мельников очень ценил.

19 октября 1948 года на базе Гаража на Новорязанской улице был открыт 4-й автобусный парк Мосгортранса. В момент открытия в гараже размещалось 115 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, переведенных из третьего парка, размещавшегося в Бахметьевском гараже.

Строительство гаража
Современный вид
Материал о гараже со множеством иллюстраций ЗДЕСЬ

14. Охотный ряд. Обратите внимание на гипсовые статуи, которые еще стоят в нишах вестибюля метро. Нынче, увы, утрачены.
15. Чистопрудный бульвар. Сквозь ветки деревьев проглядывает вестибюль станции метро Кировская (Чистые пруды). Совсем вдалеке виднеется башенка дома Страхового общества Россия. Грибоедова еще нет. Памятник будет поставлен только в 1959 году.
И чуть иной ракурс. В кадре дом 1А по Чистопрудному бульвару. Можно разглядеть старый трамвай и тумбу для объявлений
Адрес на объявлении указывает нам на место, куда перемещается действие фильма - в район Песчаных улиц.

16. У д. 5 на Новопесчаной улице
17. Перекресток 2-й Песчаной и Новопесчаной улиц. Хеппи-енд!
И это все на сегодня!