Москва в кинофильмах
День, когда остановилась Земля
(20th Century Fox, 1951 г.)
Огненный лис
(Warner Bros., 1982 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Москва в кино, взгляд из-за океана...

...или Арни Шварценнегер на Красной площади, Клинт Иствуд на Павелецкой, Мэтт Деймон в Отрадном.

В общем, сегодняшний наш "разбор полетов" будет посвящен тому, как Москва была показана в кинокартинах, снятых в США. Сразу скажу, что разные там "совместные с нами производства" мы в расчет брать не будем :)
Итак, поехали.

Все маленькие картинки увеличиваются по клику.

1) Год 1951. «День, когда остановилась Земля»
(The Day The Earth Stood Still)
(спасибо за информацию о фильме сообществу kinokadry_msk и лично 19700101)

Классический чёрно-белый фантастический триллер Роберта Уайза по мотивам новеллы Гарри Бейтса «Прощание с повелителем».
Здесь Москва мелькает лишь в эпизоде, вместе с другими столицами мира. Наверное о том, чтобы американцы засняли Кремль с высоты птичьего полета в 1951 году не могло быть и речи, поэтому обошлись декорациями.

А декорации, надо сказать, вышли достаточно занятными, чего стоит высота Кремлевской стены и, конечно, стрельница у Тайнинской башни (разобранная еще в 1933), а небольшой разделительный газончик на Кремлевской набережной?!
И второй момент. Советские граждане на улице Москвы. Обратите внимание на интересные шрифты на флагах-растяжках и форму военного.
2) Год 1982. «Огненный лис» (Firefox)

Британская разведка узнаёт о том, что в СССР создан новейший боевой самолёт — МиГ-31 Firefox. Два прототипа проходят испытания на секретной авиабазе в глубине страны. МиГ-31, способный летать со скоростью в шесть раз быстрее звука, практически невидим для радаров, а его оружие управляется импульсами мозга — буквально «мыслями» — пилота, при одном условии: пилот должен думать по-русски.

Совместная британско-американская операция по захвату «Огненного лиса» начинается с выбора пилота-угонщика, свободно владеющего русским и достаточно безрассудного, чтобы попытаться угнать незнакомую машину прямо из заводского ангара. Не без труда, но удаётся уговорить ветерана Вьетнамской войны Митчелла Ганта (Иствуд). Под личиной реально существующего коммерсанта, который становится жертвой игры разведок, Гант прилетает в Москву, встречается с местным связным-диссидентом и отправляется в путь на восток за чудо-самолетом.

Разгар холодной войны. О съемках фильма в СССР (особенно с таким сюжетом) не стоило даже помышлять. Поэтому роль Москвы в кино выполняет... Вена. Из-за этого разглядывать кадры этого фильма особенно интересно и забавно.

Вот например вход в гостиницу "Москва" и вид из окна оттуда же(опять без макетов не обошлось)
Лубянка и московская улица вечером
Не брезговали и киномонтажом, благо и в начале 1980-х заокеанские товарищи это делали искусно.
Клинт Иствуд на Красной площади.
Но, пожалуй, самая интересная для нас часть фильма - это съемки в "московском" метро.

Вход на Павелецкую
Обратите внимание на табличку!
Куда-то подевался ряд станций :)
Узкая лестница, странные поезда и платформа "Павелецкой" - все объясняется просто: роль московской подземки играло метро в той же Вене.
В вагоне метро. Мы не будем говорить о том, что таких вагонов в московском метро никогда не было, это и так всем понятно. Но обратите внимание на плакатик, который вне фокуса, в левой части кадра. Совсем из других времен плакатик-то! Да и трудно вообразить, чтобы в Московском метро на внутренней поверхности вагона были какие-то плакаты или реклама...
Проехали один перегон. На платформе солдат с калашниковым в руках, а на стене за его спиной схема венского метро :)
"Выход на улицу и переход на пересадку"
А вот и схема Московского метро в гигантском масштабе. Обращаем внимание на шрифт слева. Были такие схемы?
Ну, и выход на улицу. Здесь уже плакаты вполне соответствующие времени.
---

В следующей части речь пойдет о фильмах,
снятых непосредственно в Москве.

Продолжение следует...