Сегодня у нас в программе необычный фильм. Короткометражный - всего 5 минут 39 секунд. Фильм знаковый, ибо по сути это самая первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна.
Еще по большому счету не задумываясь о кино, С. Эйзенштейн увлекся идеей "монтажа аттракционов".
В 1923 году, параллельно с постановкой множества спектаклей в театре, Эйзенштейну приходит в голову мысль включить небольшой фильм в театральную постановку "Мудрец" по мотивам пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты", в котором он ставит перед собой цель изобразить ход мысли, "внутренний монолог" персонажа, используя для этой цели монтаж аттракционов, ставший впоследствии основой всех его фильмов
Получилась небольшая зарисовка-буффонада, которая стала своего рода рекламой к постановке в Театре Пролеткульта. И в итоге вошла в состав киножурнала "Кино-Правда" № 16 ("Весенняя Кино-Правда"), премьера которого состоялась 21.05.1923
В ленте, как и в спектакле с помощью эксцентрики и клоунады высмеивались все пороки «новых буржуев» (НЭПманов). Если коротко, то сюжет таков: У Глумова похищен дневник, в котором он описывал свои похождения, которые мы видим на экране. Глумов наплывом превращался в тот или иной предмет, наиболее угодный персонажу, которого он улещивал, — то в осла (это нравилось помешанному на поучениях Мамаеву, Глумов разыгрывал перед ним совершеннейшую пустоту), то в старинное многоствольное орудие (это приходилось по вкусу воинственному Крутицкому), то в душку-младенца (это приводило в восторг тетку, пылавшую страстью)…