Москва в кинофильме
Дневник Глумова
(Госкино, 1923 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня у нас в программе необычный фильм. Короткометражный - всего 5 минут 39 секунд. Фильм знаковый, ибо по сути это самая первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна.

Еще по большому счету не задумываясь о кино, С. Эйзенштейн увлекся идеей "монтажа аттракционов".

В 1923 году, параллельно с постановкой множества спектаклей в театре, Эйзенштейну приходит в голову мысль включить небольшой фильм в театральную постановку "Мудрец" по мотивам пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты", в котором он ставит перед собой цель изобразить ход мысли, "внутренний монолог" персонажа, используя для этой цели монтаж аттракционов, ставший впоследствии основой всех его фильмов

Получилась небольшая зарисовка-буффонада, которая стала своего рода рекламой к постановке в Театре Пролеткульта. И в итоге вошла в состав киножурнала "Кино-Правда" № 16 ("Весенняя Кино-Правда"), премьера которого состоялась 21.05.1923

В ленте, как и в спектакле с помощью эксцентрики и клоунады высмеивались все пороки «новых буржуев» (НЭПманов). Если коротко, то сюжет таков: У Глумова похищен дневник, в котором он описывал свои похождения, которые мы видим на экране. Глумов наплывом превращался в тот или иной предмет, наиболее угодный персонажу, которого он улещивал, — то в осла (это нравилось помешанному на поучениях Мамаеву, Глумов разыгрывал перед ним совершеннейшую пустоту), то в старинное многоствольное орудие (это приходилось по вкусу воинственному Крутицкому), то в душку-младенца (это приводило в восторг тетку, пылавшую страстью)…
Фактически все действие в ленте происходит вокруг одного здания. Здания красивого, здания известного! У нас есть уникальная возможность посмотреть, как оно выглядело в 1923 году, рассмотреть некоторые детали, полюбоваться видами с крыши, которые тогда открывались
Вот, что вспоминал о процессе съемок Лев Рошаль: "Написав сценарий ленты, Эйзенштейн посчитал свою функцию исчерпанной. Он долго не подходил к аппарату, наблюдал за съемкой со стороны, полагаясь на умение Бориса Франциссона. Но в конце концов оператор категорически потребовал посмотреть в лупу, и Сергей Эйзенштейн первый раз в жизни подходит к киноаппарату. Аппарат высоко и неудобно поднят на штативе. Сергей Михайлович не дотягивается. Ему подставляют чемоданы от аппарата, сверху ставят еще футляр от кассетницы. Взгромоздившись на шаткое сооружение, Эйзенштейн подпрыгивает и, повиснув на штативе, наконец-то заглядывает в кинокамеру..."
Еще одна интересная подробность: в качестве актеров в этой короткометражке снялись будущие великие режиссеры Григорий Александров и Иван Пырьев
А вот и виды, открывающиеся с крыши:
Я надеюсь, что Вы узнали очень приметное сооружение??

Если нет, то вот вам подсказка от Льва Рошаля: "Дневник Глумова снимался ослепительным апрельским днем у Морозовского особняка на Воздвиженке, где и помещался Пролеткульт."

Согласитесь, что на кадрах особняк Арсения Морозова выглядит огромным и высоким :) И там действительно с 1918 по 1928 располагался театр Пролеткульт.
Кадр из кинохроники в подтверждение:
Множество всякой интересной информации о первом владельце особняка, о строительстве, об архиектуре, о том, какие учреждения здесь располагались в советское время, вы без труда найдете просто вбив в любой поисковик слова "особняк Арсения Морозова на Воздвиженке".

Я же просто покажу вам три фотографии особняка.

Дореволюционный период
1920-е
Наши дни
Вот и все на сегодня.