Москва в кинофильме
"Дом на Трубной", часть 1

(«Межрабпом-Русь», 1928 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня мы начинаем разбор замечательного фильма, который повествует о жизни Москвы и москвичей на излете НЭПа. Сюжет картины прост: мелкобуржуазная публика устраивает свой полный суеты и сплетен мещанский быт в доме на Трубной улице. Один из жильцов, хозяин салона-парикмахерской Голиков, ищет домработницу — скромную, трудолюбивую и не состоящую в профсоюзе. Подходящей для эксплуатации кандидатурой ему кажется деревенская девушка Параша Питунова. Вскоре дом на Трубной потрясает известие о том, что Прасковья Питунова избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных и все меняется.

Комедийная картина будет интересна и сегодняшним зрителям. Любопытна она и с москвоведческой точки зрения. Режиссер филма - Борис Барнет, с любовью показывает зрителям Москву, которая совсем скоро начнет стремительно меняться: узкие улочки скроются под большими проспектами, маленькие домики уступят место сталинским многоэтажкам, на месте кварталов доходных домов возникнут просторные площади...

В этой части мы посмотрим несколько интересных видовых кадров, а главным сегодняшним героем будет дом, который сыграл роль Дома на Трубной.
1. Предрассветный час. Город еще спит. Вид на Москву с Воробьевых гор
Кстати, любопытная история по поводу названия местности Воробьевы / Ленинские горы. Официально, вплоть до 1935 года горы именовались Воробьевыми. Однако, в СМИ, да и среди простых обывателей более десятилетия использовалось название Ленинские. Дело в том, что в 1920-е на склоне строили огромный спортивный комплекс - Международный красный стадион. В 1921 здесь, фактически на строительстве, проходил спортивный праздник в честь III конгресса Коминтерна. Так вот рассказывают, что один из советских чиновников перечеркнул на проекте афиши праздника в название «Воробьевы» и написал «Ленинские». Постепенно и в разговорах у строителей и архитекторов, и в документах одно название заменилось на другое, и даже на картах фигурировали Ленинские горы, хотя, как было сказано выше, официальное переименование прошло только 1935г.

2. Смоленская улица на рассвете.
Примерно это же место в наши дни
3. Сретенский бульвар. У Милютинского переулка. Любопытный уличный киоск. На заднем плане дом Страхового общества "Россия", который в 1920х из одного из самых роскошных доходников в Москве превратился в настоящий коммунальный очаг. Двухсотметровые квартиры были поделены фанерными стенами на комнатки-клетушки в 8-10 кв. м., а корпус, выходящий в Милютинский переулок стал еще и своего рода "бизнес-центром": здесь разместились отделы наркомата просвещения, редакции газет, конторы, учреждения, врачебные кабинеты. Рекламу одного из них мы и видим на стене.
4. Арбат. С трамвайными путями, мощенной мостовой, с неснесенной колокольней церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате, с башенкой доходный дома (Арбат, 27), принадлежавшего С. Е. Трындину и его дочери А. С. Щепотьевой, - чуть ли не единственное, по чему можно атрибутировать кадр.
Кстати, Храм, как постигла участь многих московских церквей - он был снесен в начале 1930х, как мешающий уличному движению. Увы.
5. Отражение. Храм Христа Спасителя доживает свои последние годы. 5 декабря 1931 года он тоже будет уничтожен
6. Петровка. В кадре д.16. Петровка, как и Кузнецкий мост - чрезвычайно популярное место у нэпманов - новых советских буржуев. Здесь в 1920-е сосредоточие модных магазинов, салонов и кафе.
7. Вид от угла Волхонки на Пречистенский (Гоголевский) бульвар. По бульвару мчит трамвай, на углу старая афишная тумба.
8. Сцена, снимавшаяся на Таганской площади. Тогда еще Нижней Таганской.
Пятиугольный комплекс торговых рядов (на фрагменте карты в центре) разделял до 1962г. площадь на две части: Верхнюю (ближе к Яузе) и Нижнюю, спускавшуюся к Москве-реке.

Кадры, ставшие классикой кино. Человек выпрыгивающий на ходу с трамвая снимались как раз на этой площади
9. И в финале сегодняшней части мы с вами поговорим о доме, в котором разворачиваются главные события фильма. Хотя, правильнее будет сказать - двор дома, ибо лестничную клетку, квартиры, коридоры - все снимали в специально выстроенных декорациях. А вот двор - вполне себе реальный. Мало того - живописнейший. Так называемый дом с галдарейками, таких домов в Москве в 19 веке построено не мало, сегодня же это большая редкость. Дом опоясывает участок по периметру, 2-3 этажа, всего один въезд со стороны М. Якиманки

Смотрим кадры из фильма
История у дома любопытная. Был он построен еще в 18 веке, неоднократно перестраивался и менял хозяев. В 19 веке здание перестраивается и отныне тут размещается Полянский Гостиный двор: первые этажи занимали магазины, лавки и трактирчики - верхние помещения сдавались в наем.

Дом дожил до наших дней, пережив ряд "реставраций" и утратив, пожалуй самую интересную свою часть - галдарейки.
Вот так он выглядел в 1980-е
А вот так выглядит сегодня. Фотографии сделаны мной 16/03/13. Двор закрыт, там вновь идут ремонтные работы, но кое-что и через ворота разглядеть можно.
Да! Адрес дома: М. Якиманка, 24

И это все на сегодня. Продолжение следует...