Москва в кинофильме
Горожане
часть 1

(Киностудия им. Горького, 1975 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
К этому фильму я подбиралась давно. Ведь Москва здесь - едва ли не главный герой. Вернее главные герои - москвичи, горожане... Несколько историй как бы сплетаются в одну благодаря водителю московского такси — человеку ровному, доброжелательному, отзывчивому и исключительно честному, любящему свое дело, друзей и близких. Мы видим город и людей как-будто глазами этого самого водителя такси и может быть поэтому привычные места выглядят в несколько ином ракурсе.

Впрочем, с тех пор уж больше 35 лет прошло. И в разборе этого фильма мы встретим и старые Кошели, и Арбат с едущими машинами, и дома, которые в середине 1975 только строились
(а некоторые и вовсе еще не существовали),
и те, которые уже, увы, изменились до неузнавания или вовсе снесены.

И, конечно, здесь не обойдется без историй про транспорт.
Еще-бы, ведь главный герой таксист!

Разбор пришлось поделить на две части,
ибо дюже много кадров получилось.
Владимир Кунин написал роль старого таксиста специально для Николая Крючкова. Обаяние актера, подкрепленное мудростью лет, прожитых в кинематографе, и в самом деле располагало к созданию образа нашего, столичного «товарища такси». И, уж коли мы почти весь фильм будем смотреть на Москву глазами таксиста, давайте коротенечко вспомним и историю московского такси.

2 сентября 1907 г. в газете "Голос Москвы" появилась заметка следующего содержания:
"Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофёр привесил к своему небольшому "олдсмобилю" плакат "Извозчик. Такса по соглашению". Он разъезжал по улицам останавливаясь на углах, и, по видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков".

Самым первым такси в Москве в 1907 году стал американский «Oldsmobile». А в 1909 году появилось и первое крупное московское таксомоторное предприятие "Товарищество Автомобильного Передвижения" (ТАП).

Автомобиль ТАП. Фото 1909 г.
Оно использовало в качестве такси автомобили марок NAG (Германия), «Darracq» (Франция) и FIAT (Италия). В 1909 году ТАП имело 10 автомобилей, на следующий год их число выросло до 30. Интересно, что согласно ежегоднику «Автомобилист» 1909 года, автомобили-такси общества ТАП именовались "таксoметрами", все они были окрашены в красный цвет. В 1911 году по Москве ездили уже более 100 такси, а в 1913 году их стало 217.

В 1917 г., после известных событий, таксомоторы в Москве, и других крупных городах России, прекратили свое существование. После семилетнего перерыва, в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о возобновлении таксомоторного транспорта. Первый таксомоторный гараж на 60 такси был расположен в Орликовом переулке, и принадлежал автоотделу Московского коммунального хозяйства (МКХ), и уже в июне 1925 г. по Москве можно было прокатиться на новеньком Рено, Фиате или Форде.

Фото кон. 1920-х гг. Таксомоторы Рено у Ленинградского вокзала.
Так началась история уже советского такси. С 1932 года в московские таксопарки стали поступать только отечественные автомобили ГАЗ, а к концу 1930-х годов, новые модели – М-1. После ВОВ среди такси можно было встретить легендарные "Победы" и ЗиС-10. Ну, а ко времени, о котором сегодня пойдет речь, к концу 1970-х, годов численность автомобилей в столице достигла 18000 единиц. Парк почти на 100% состоял из «зеленоглазых» ГАЗ-24. Именно на такой машине работает и наш герой.

Таксопарк. Кадр из фильма "Горожане" 1975 г.
Но давайте смотреть на город.

1. Еще на стартовых титрах мы видим приметный подземный переход под улицей Горького (теперь 1-я Тверская-Ямская). Вид в сторону ул. Юлиуса Фучика.
В кадр попал кусочек дома, где находилось легендарное кафе «Молодежное». В 1962 году именно в «Молодежном» открылся первый в Москве джаз-клуб. Там же в 1967 году начал работать первый советский бит-клуб, названный просто — «КМ». «КМ» просуществовал чуть больше года и был закрыт в начале осени 1968-го, после чехословацких событий. А кафе еще долго оставалось модным московским местом...

Еще один любопытный момент. В кадр въезжает старый троллейбус СВАРЗ-ТС.
1975 стал последним годом эксплуатации этих троллейбусов в Москве. И похоже, что именно благодаря им московский "синий троллейбус" поменял окрас на красный на несколько лет. Ко второй половине 1990-х все вернулось на круги своя, и троллейбусы вновь стали синими. Помню мы с матушкой очень серьезно спорили лет 10 назад: она утверждала, что НИКОГДА в Москве красных троллейбусов не было (и приводила в качестве аргумента ту самую песню Окуджавы), а я утверждала обратное - ведь именно такими были троллейбусы в моем детстве. Жаль, что интернетов тогда под рукой не было :))

2. Давайте теперь определимся с местом жительства нашего героя. Въезжаем с Малой Дмитровки в Дегтярный переулок...
... и сегодня здесь все на своем месте, что не может не радовать
И арка (в д.15к1), и дворик, где "батя" оставлял машину - все на своем месте.
3. Несколько раз в фильме мелькают "генеральские дома" на Мосфильмовской улице, знакомые нам по фильму Москва слезам не верит . В этом фильме деревья вокруг совсем маленькие и мы можем разглядеть и сами дома, и окружающий пейзаж.
4. Своих пассажирок, щебечущих о полимерах, диссертациях и Кристиане Диоре, таксист везет к Интуристу. Еще не перестроенному, конечно.
5. По дороге случается неприятность - на Смоленской площади Батя нарушает правила. Здесь в кадр попадает и здание, в котором был магазин "Руслан", и свежеотстроенная гостиница "Белград" (теперешнее "Золотое Кольцо"), и бывший доходный дом Орловых (архитектор В. В. Шервуд, 1906 г.) и даже дом с башенкой у м. Смоленская, построенный И. Жолтовским.
6. А вот чтобы понять, что за место на следующем кадре, мне пришлось несколько поднапрячься. Смотрела и понимала, что точно знаю это место, но сообразить никак не могла. Отгадка проста - я настолько привыкла к мысли, что Арбат - это пешеходная, безмашинная и безасфальтная улица, что просто не смогла сразу понять - что же здесь не так!
7. Дальше наш герой отправился на Комсомольскую площадь
8. Разобрался с хамом у Триумфальной арки на Кутузовском
9. А следующий рабочий день начался с Нагатинской набережной у метромоста.
10. Продолжился на шоссе Энтузиастов у очень приметной ТЭЦ...
11. ...и остановкой такси (помните такие?) у цирка на проспекте Вернадского, где в машину к нашему таксисту подсел герой Олега Даля.
12. Батя внимателен и чуток. Он может и на путь истинный наставить. "Да ты - педагог", - скажет ему герой Даля после. А пока они останавливаются на набережной Тараса Шевченко, чтобы побеседовать, а мы видим Трехгорку, строительство Белого дома и начало проспекта Калинина вместе со зданием СЭВ
13. А с набережной - прямо к тетке, в Теплый Стан, через Шелепихинский мост, но почему-то в сторону центра, впрочем в кино такое случается.
В кадре Шелепихинская набережная. И очень приметное параллелепипедное сооружение - элеватор мелькомбината №4 в Западном порту Москвы.
Он существует и сегодня, правда пейзажи окружающие нынче сильно изменились
За некоторые подробности из дореволюционной истории такси спасибо уважаемым a_dedushkin и irao.

На сегодня это, пожалуй, все. Вторую часть постараюсь выложить завтра:)