Москва в кинофильме
Гостья из будущего
2-я серия

(Киностудия им. Горького, 1985 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Для тех, кто пропустил - 1 серия

Вторая серия начинается с того, что голосом деда Павла нам рассказывают краткое содержание предыдущей серии:
"Эта невероятная история, похожая на сказку, началась 13 апреля 1984 года, когда ученик 6 «В» класса 20-й московской школы Коля Герасимов, который шел в магазин за кефиром, встретил своего одноклассника Фиму Королева.
Фима делится с Колей тайной. Одна загадочная незнакомка скрывается в выселенном и заколоченном доме. Тайну надо раскрыть! Коля с Фимой отправляются вслед за незнакомкой. К их удивлению дома никого нет. Собираясь уходить, Коля замечает лестницу в подвал. В подвале обнаруживается машина времени…"
Москвы во второй серии не слишком много, но кое-что интересное я вам показать постараюсь.

1. Действие во второй серии начинается в Космопорте, откуда Коля и пираты перемещаются в КосмоЗОО.
Здесь Алиса пытается прочесть мысли крокодила, а по дорожкам гуляет Электрон Иванович с говорящим козлом...
Все эти сцены, а также и сцену похищения миелофона снимали в Главном ботаническом саду РАН им. Н.В. Цицина(ГБС РАН) - крупнейшем ботаническом саду Европы.

Видите табличку у дерева (в кадре слева)?
Еще один кадр.
Официальной датой основания ГБС считается 14 апреля 1945 г. Однако еще задолго до этого в рамках общего Градостроительного плана развития Москвы существовала программа создания Ботанического сада, о чем свидетельствуют архивные документы - эскизные проекты 1940 и 1945 гг., разработанные архитектором И.М. Петровым. По проекту 1940 года границы Ботанического сада должны были проходить по Окружной железной дороге с севера, современной улице им. Академика Королева с юга, захватывая территорию всего Марфинского комплекса на западе, и на востоке простираться до проспекта Мира. По проекту 1945 года северная и южная границы оставались без изменений, но с запада сад ограничивался Ботанической ул. (за исключением участка под современной производственной территорией), а на востоке - Сельскохозяйственной ул. В обоих случаях в территорию Ботанического сада, кроме нынешних, входили по проектам земли Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (современный ВВЦ), усадьба «Останкино», Останкинский парк (Парк им. Ф.Э. Дзержинского) и часть Леоновского леса. И в том, и в другом случае это было замечательное композиционное решение с четкой осевой структурой, развитой и функционально удобной дорожно-тропиночной сетью и глубоко продуманным зонированием.

Главный ботанический сад. Лабораторный корпус. Фото 1950-х.
В период с 1945 по 1969 гг. в соответствии с распоряжениями Правительства СССР, решениями Моссовета и постановлениями Президиума Академии наук СССР Главному ботаническому саду были переданы земли, на которых в настоящее время размещены основные ботанические и ландшафтные экспозиции, а также производственные территории. Согласно Государственному акту № М02-011940 от 27.07.1998 года, выданному правительством Москвы, Главному ботаническому саду РАН передано в бессрочное пользование 331,49 га в границах современных владений.

Главный ботанический сад. Коллекционный участок роз. Фото 1950-х.
Проект современной планировки, т.е. новый генеральный план 1948-1950 гг., разработан архитектором И.М. Петровым под руководством академика Н.В. Цицина и академика А.В. Щусева.

Главный ботанический сад. Пруд.
Фото 1950-х.
В него вошли большая часть Останкинской дубравы (Ерденьевская роща), ограниченная с юга Шереметевскими прудами, два из которых находятся на территории ГБС РАН, а остальные принадлежат ВВЦ, часть Леоновского леса на востоке в пойме р.Яузы и производственный участок по Владыкинскому шоссе (ныне Ботаническая ул.), отведенный специально под питомник. Разработка проектов партерной части около современного главного входа и лабораторного корпуса, а также идея создания искусственных микроландшафтов дендрария, включенных в естественные насаждения с целью наименьшей их трансформации, принадлежит другому выдающемуся ландшафтному архитектору, получившему образование во Франции, - Л.Е.Розенбергу. По его проекту создан один из крупнейших в мире дендрариев, включающий 1900 видов деревьев и кустарников со всего мира. В период 1950-1970 гг. в Ботаническом саду построены все основные экспозиции и созданы коллекционные участки - модели географических ландшафтов СССР в отделе флоры, обширная коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». В Фондовой оранжерее собрана одна из наиболее крупных в Европе коллекций тропических и субтропических растений, насчитывающая около 6600 видов и форм.

Главный ботанический сад. Розарий и павильон цветов. Фото 1950-х.
Главный ботанический сад. Рабочий домик в дендрарии. Фото 1950-х.
Ну, а как выглядит ГБС сегодня, вы, наверное, знаете :) Многие очень любят там гулять, и это здОрово!

Кстати, об Электроне Ивановиче и Наполеоне :)
Рассказывает Игорь Ясулович: "Мы снимали это все в Ботаническом саду... а что касается этого козла… Там забавная история была, когда я все ждал, когда мне придется с ним играть. Привыкнуть к нему, подрессировать. Какое-то время нужно, как и обычно у нас происходит, если ты осваиваешь новую профессию, то нужно освоить ее как следует. Хотя бы азы, основные вещи. И здесь тоже, вроде бы с козлом сниматься… Пусть он даже дрессированный, но надо как-то друг к другу привыкнуть и приспособиться. А дрессировщик так как-то, спокойно: "Не волнуйся, все в порядке. Подойдет время - узнаешь." И действительно, так оно и происходило: в эпизоде нужно было, чтобы он за мной бежал, и когда я спросил: "ну вот уже, сейчас скажут "мотор!", что делать-то?" Он говорит: "сигареты есть?", а я тогда курил. "Доставай тогда сигареты и… козлу дай. Помани его." И действительно, он как увидел сигарету, за мной побежал и бегал как на веревочке, как привязанный. Я изумился, а дрессировщик мне: "а что изумляться? Это же травка." Причем, я думал, что "Нет. Это вероятно, дрессировщик испортил козла." Думал, что он его так приучил к этому наркотику табачному. А когда я оказался на Соловках, и увидел таких нежных, беленьких, чистеньких козочек молоденьких, я им подсунул сигарету и оказывается, что они тоже… неиспорченные. Трава! Им нравиться, они съели… А еще один, следующий момент, это когда он должен был поддевать рогами, дрессировщик говорит: "когда момент подойдет, ты его в лоб ткни, а он тебя. В ответ. Только так повернись, что бы он тебя не задел слишком сильно..." Вот так и приходилось. Такой там балет был. Вот собственно и все, что я могу сказать по поводу этой картины, вроде это и небольшой кусочек, но он оказался таким заметным."

И парочка кадров со съемочной площадки:
2. Итак, миелофон, похищенный пиратами, попадает к Коле Герасимову. Начинается погоня на флипах. Из многочисленных интервью с создателями фильмов удалось узнать, что большую часть этой погони снимали в Гаграх, однако были эпизоды, снятые и в Москве.
Ну, вот эпизод, где Весельчак падает в воду, по моим ощущениям это где-то в районе Терехово. Что думаете?
А дальше Москва восьмидесятых (в сравнениях с фрагментами с Яндекс-панорам)...

3. Магазин "Молоко" на Остоженке и синяя девочка с бутылкой :)
А это вид в обратную сторону: м. Кропоткинская и памятник Ф. Энгельсу.
4. Пираты пробежали мимо магазина на Остоженке, но следующим кадром бегут уже почему-то по Пречистенке, вдоль ограды д. 12 (бывшая усадьба Хрущевых-Селезневых (что символично), а ныне музей А.С. Пушкина).
5. Следом мчится Алиса. Слева в кадре Пречистенка д. 14, справа - все тот-же музей А.С. Пушкина.
Собственно именно здесь Алису и сбивает троллейбус :)
По материалам сайтов
http://romantiki.ru, http://mielofon.ru и http://www.gbsad.ru

Вот и все на сегодня.

Следующая серия через неделю :)