Москва в кинофильме
Комедия давно минувших дней
(Мосфильм, 1980 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня у нас в разборе любопытный фильм. Думаю, что очень многие его не видели даже. А ведь в фильме главные герои - все любимые нами персонажи Бендер (Гомиашвили), Киса Воробьянинов (Филиппов), Трус (Вицын) и Бывалый (Моргунов).
Сюжетная линия такова: Одна старенькая бабушка рассказала Трусу и Бывалому, что её покойный муж спрятал несметные сокровища в каком-то старом домике. Этот домик показали в каком-то чёрно-белом кинофильме, а в каком — бабушка не знает. Она дала Трусу фотографию этого дома. Те стали искать дом, просматривая старые немые фильмы. Но оказалось, что за этими сокровищами уже гоняются Остап Бендер и Киса Воробьянинов: Киса, притворившись слепым, тайком украл карточку у Труса, а Остап вернул её обладателю, предварительно сделав несколько копий. В итоге все четверо решают объединиться в поисках клада.

В фильме использовались фрагменты немых и звуковых советских комедий: "Процесс о трех миллионах", "Девушка с коробкой", "Закройщик из Торжка", "Галоша № 18", "Поцелуй Мэри Пикфорд", "Веселые ребята", "Трактористы", "Подкидыш", "Волга-Волга" и др.

Москва в этом фильме играет роль двух городов - собственно Москвы откуда начинаются поиски и Черноморска, где на Канатной улице находился когда-то искомый дом. Есть весьма интересные кадры и ракурсы. Давайте смотреть!
1. Действие фильма начинается на перекрестке Малого Могильцевского и Плотникова переулков.
Слева в кадр попал очень примечательный домик с чудесными лепными барельефами (Плотников пер. 4). На уровне его второго этажа проходит скульптурный фриз с изображениями стоящих и как бы прильнувших друг к другу фигур. Среди них можно различить фигуры Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Насколько можно судить, фигура Льва Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения.
Кто же был автором этого необычного скульптурного фриза? Несмотря на поиски многих знатоков Москвы, его имя пока остается неизвестным. Можно, однако, высказать предположение, что им мог быть скульптор Л. С. Синаев-Бернштейн, которому был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Судя по описанию этого фриза, он очень похож на тот, который сейчас можно увидеть в Плотниковом переулке. Скульптор изобразил композицию "Парнас" - процессию из 50 фигур в античных одеждах, направлявшихся к окруженному музами Аполлону, раздававшему венки славы художникам, писателям и ученым разных стран (в том числе и России - Гоголю, Тургеневу, Толстому).
Фриз этот был отвергнут заказчиком, и не исключено, что части его позднее помещены на стены дома № 4 в Плотниковом переулке, построенном в 1907 г. для некоего "кандидата коммерческих наук" Г. Е. Бройдо архитектором Н. И. Жериховым.
Еще один кадрик из М. Могильцевского переулка
А дальше начинаются поиски сокровищ

2. На проспекте Калинина (Новый Арбат)
3. Затем герои отправляются на киностудию. В роли которой отчего-то выступает одно из зданий на Бережковской набережной. Здесь расположено Конструкторское бюро общего машиностроения... Как туда киношников пустили - вопрос. Но факт остается фактом, снимали на Бережковской наб. 24
А вот в кадре ориентиры: Новодевичий монастырь через Москва-реку и не перевезенный еще Краснолужский мост
4. Новинский бульвар. Выезд из тоннеля под Новым Арбатом
5. Трус и Бывалый, теряют след и запутавшись вместо киноархива приезжают на Малую Никитскую
Въезжают во двор городской усадьбы Долгоруких-Бобринских (М.Никитская, 12)
Эта же усадьба сыграла роль дом Ростовых в «Войне и мире» С. Бондарчука. Так же считается, что именно в этой усадьбе, во флигеле, жил знаменитый сыщик Фандорин из серии романов Б. Акунина.

6. А вот Воробьянинов и Бендер в это время находятся совсем в другом месте.
Киношники поместили киноархив в здании ДК МЭЛЗ, еще известном, как дворец на Яузе. Очень хороший материал об этом здании можно почитать ЗДЕСЬ

Вот тут то как раз и обнаруживается местонахождение нужного домика - г. Черноморск. А Остап Ибрагимович вспоминает и улицу, где видел этот домик.
В общем, герои садятся в самолет, летят в Черноморск и...

7. ...оказываются на Ивановской горке. Роль Канатной улицы исполняет ул. Забелина.
Чудесный кадр: все 4 главных героя, на заднем плане справа Ивановский монастырь, а в глубине, за листвой Владимирская церковь.
Но героям не повезло. За несколько лет до их приезда дом разобрали, клад нашли, а на найденные денюжки выстроили клуб железнодорожников кинотеатр комедийного фильма...

Финальный кадр картины: таксист, сообщивший о судьбе клада уходит в даль по Хохловскому переулку.
Чудесная панорама. Слева Морозовский садик, впереди купол Ивановского монастыря.

Вот такая история, вот такой фильм.