Москва в кинофильме
Курьер
(Мосфильм, 1986 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Один из первых "перестроечных" фильмов. Главный герой уже не стремится строить "светлое будущее"; один из первых фильмов, где четко показано, что хоть и жили мы все в бесклассовом обществе, классы эти самые очень даже существовали; а еще вдруг оказалось, что наша молодежь в свободное время не только карпит над учебниками, строит БАМ или еще что-то, но и танцует брейк, катается на скейте, посещает модные кафе, смотрит боевики по видику и листает глянцевые журналы, правда, часто советского пошиба...
Фильм, без преувеличения культовый! Трагикомичный...

А еще в фильме показана Москва этого непростого времени - середины 1980-х. Уже не Союз, еще не Россия.

Давайте смотреть!
Фильм начинается с развода родителей Ивана. И хотя председательствующий оглашает решение от имени Гагаринского районного суда. Действие происходит в суде Хамовнического района. 7й Ростовский пер., д.21
Кстати, Гагаринский район упомянут неспроста. Именно там "живет" Иван с матерью. И хотя в фильме нам показывают два разных места - ул. Довженко и ул. Раменки - и то, и другое место по административному делению Москвы того времени относились к Гагаринскому району.

Двор. Брейк-дэнс. Это ул. Довженко.
На след. кадре, кстати, в левой части виден знаменитый "круглый" дом
А вот подвал, от которого Базин дал ключи Ивану находился совсем в другой части района. В только что отстроенных (на тот момент) домах по ул. Раменки в районе двадцатых домов
Вот вид в сторону ул. Удальцова
Здесь дорожка, ведущая в Парк 50-летия Октября
А вот отдыхали ребята далеко. Аж на карьерах в Люберцах.
Правда, были места и поближе.
Кафе "У Фонтана" (в народе - Молоко)
Первые фейс-контроли, первые тематические вечеринки (среда - рок-н-ролл, четверг - депешисты, пятница - брейк), первые ди-джеи и драки "неформалов" с "формалами". Отсутствие алкоголя, в баре молочные коктейли и мороженное. Культовое место для 1980-х. А располагалось сие заведение в Олимпийской деревне. Название свое получило по фонтану, который так никогда и не заработал.

Вот это место:
Но вернемся к фильму. В первый свой рабочий день Иван должен отвезти рукопись Кузнецову, живущему (естественно) в центре. Но по пути, на станции метро Парк Культуры, встречает своего приятеля Базина со скейтом в руках.
Рукопись подождет и ее автор тоже! Поверьте, мальчишка восьмидесятых многое отдал, чтобы покататься на этом чудо-агрегате - скейте. И Иван с Базиным катят по Косыгина, по склону Ленинских гор...
Обязательный в таких случаях панорамный вид с Ленгор.
В общем, Иван опоздал на три часа. А к Кузнецову путь был не быстрым. Жил он на Сретенском бульваре. В доме, который стал элитным еще в начале ХХ века и остается таковым до сих пор.
Это дом Страхового общества Россия (Сретенский бульвар дом 6/1). Иван входит во двор дома со стороны Боброва переулка.

Фото 1910 г.
Во времена строительного бума начала XX века страховое общество "Россiя" тоже возводило дома для сдачи внаем, так называемые "доходные". Они во множестве появлялись в обеих столицах и провинции. Но это здание было особенным – самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века. В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала! Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни.

В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации запараллелены, что создает неудобства при бытовом ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку. Впрочем, "неделенные" квартиры все же оставались. Видимо именно в такой и жили Кузнецов, его мать, супруга и дочь Катя.

Как подчеркивание статуса - именная табличка на входной двери
Иван не нравится Кузнецову, но нравится его дочери. Ребята быстро находят общий язык и договариваются о первой встрече. "На площади Маяковского, к колоннаде подгребай часикам к пяти..."

Площадь Маяковского, колоннада концертного зала им. Чайковского на заднем плане виднеется вывеска - "кинотеатр Москва"
Здание старого кинотеатра в 1956 году встроено в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина. :)

Ссора, обида, непонимание.
Катя демонстративно общается со своими друзьями-мажорами на фоне МГУ
Обратите внимание на строительную технику в кадре!
Но оказывается со старшим поколением еще тяжелее. Им непременно надо было узнать, по каким принципам молодежь собирается существовать в обществе. Как говорится: "Я, мы, наше поколение хочет знать: за кого мы жили и боролись?! В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?!" (С)
По сути от этого всего Катя убегает на бульвар. На Рождественский бульвар у Малого Кисельного переулка
Впрочем, потом каждый возвращается в свою социальную среду. Катя с отцом уходят в роскошную квартиру в доме "СОР", а Иван возвращается в двор панельки, где танцуют уличные танцы, а друг Базин мечтает о теплом пальто.