Москва в кинофильме
Летят журавли
(Мосфильм, 1957 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
У всем известного фильма не самая простая судьба. Сразу после выхода кинокартина подверглась отчаянной критике. Так в газете "Советская культура" исполнительницу главной роли Татьяну Самойлову ругали за неэстетичность, за распущенные волосы, за босые ноги, а зрители осуждали за то, что не сохранила Вероника верность своему любимому, ушедшему на фронт, вышла замуж за другого. Как всегда, конец всяким спорам и дискуссиям был положен наверху: Хрущев, посмотрев фильм, выразился кратко: "Да шлюха она обычная, вот и все". И тем не менее картину все-таки отправили на Каннский фестиваль в 1958 году, где неожиданно для многих фильм получил главный приз - Золотую пальмовую ветвь. Впрочем, в Союзе о триумфе фильма на Каннском кинофестивале вышла только одна заметка без названия и фотографий. В «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

Но сегодня мы будем говорить не об этих перипетиях, доставшихся на долю фильма, поставленного по мотивам пьесы Виктора Розова Михаилом Калатозовым. Мы будем разглядывать Москву. Город, в котором происходит действие фильма.
1. Действие фильма начинается в предвоенной Москве. Главные герои на фоне одного из символов Москвы той поры - недавно построенного нового Крымского моста.
Мост был открыт 1 мая 1938 г. и в то время вошёл в первую шестёрку мостов Европы по длине речного пролёта — 168 метров. Мост имеет 3 пролёта; его общая длина — 688 м, ширина 38,5 м.

Мост получил своё название от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.
Первый мост был построен здесь в 1789 по проекту А. Герарда. В 1870-е гг. обветшавший мост был заменён металлическим с двумя решётчатыми балочными пролётными строениями (автор проекта В. К. Шпейер); в 1936 мост был передвинут на 50 м вниз по течению Москвы-реки, а чуть позже разобран.

Вот снимок из журнала "Техника молодежи", на котором запечатлен момент передвижки моста.
2. Кадр не требующий пояснений.
3. Одна из самых ярких сцен в фильме. Проводы добровольцев. По словам киноведов, она вошла в историю мирового кино, как одесская лестница из "Потемкина", как психическая атака из "Чапаева". Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где собираются добровольцы. Вдоль решетки мечется Вероника. Ведь где-то здесь, в колонне, ее Борис. Напряжение последних секунд. Отчаяние. И в это мгновение оркестр грянул марш "Прощание славянки". Ворота распахнулись. И под звуки старого военного марша по обеим сторонам улицы вместе с движущейся колонной добровольцев с криком, плачем, махая шапками, платками, бегут провожающие...

Эта сцена снималась у школы в Армянском переулке. События показанные в фильме перекликаются с действительностью. Здесь в июне 1941 года формировался истребительный батальон Куйбышевского района. Отсюда солдаты уходили на фронт.

Вот несколько кадров из этой сцены.
И еще один кадр в сравнении с сегодняшним днем.
Великолепно в фильме показана Москва в первые месяцы войны.

4.Болотная площадь
Примерно тот же ракурс в наши дни
5. Спиридоньевский переулок
Сегодня первые этажи домов изменились, появились козырьки, большие витрины, исчезла арка, но все-таки переулок узнать можно
6. Перекресток М. Бронной со Спиридоньевским переулком
7. Еще одна яркая сцена фильме. Бомбежка, Вероника бежит домой, но вместо квартиры и своих родных находит зияющую пустоту, и только старые часы как-бы зависли над ней...
Первоначально для этой сцены планировали сооружать специальные декорации, но по самым скромным подсчетам их изготовление обошлось бы в 35 тысяч рублей - весьма существенную сумму для того времени. Но Калатозову удалось договориться с Мосгорисполкомом, и сцену сняли в предназначенном под снос здании на Смоленке. На заднем плане видна старая застройка Смоленской улицы.

8. Некоторые сцены эвакуации снимались так же в Москве.
Андроньевская набережная и железнодорожный мост через Яузу
Андроников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне между станциями «Москва-Курская пассажирская» и «Серп и молот». Построен в 1865 году по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терёхина и архитектора Б. М. Надежина. В 1950—1951 гг. мост подвергся реконструкции.

А вот один из самых первых снимков виадука. 1888г.
9. Финальные сцены фильма. Победа. Белорусский вокзал , перрон, встречают вернувшихся с войны… Вероника, с цветами, ищет среди военных своего единственного. Можно сто раз посмотреть фильм, но и в сто первый будешь надеяться, что ОН все-таки появится в толпе…
Большое спасибо пользователям сайта www.oldmos.ru за помощь в опознании некоторых кадров
И это все на сегодня.