Москва в кинофильме
Мастер и Маргарита

(Кинокомпания ТАМП, 1994 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
«Мастер и Маргарита» - отечественная экранизация одноименного романа Михаила Булгакова, снятая в 1994 году, но не увидевшая свет из-за разногласий режиссера Юрия Кары и продюсеров ленты - фирмы «ТАМП», владеющей правами на фильм. Камнем преткновения оказалась длительность фильма, которая в режиссерской версии составляла 3 часа и 20 минут. По требованию продюсеров она была сокращена до двух часов, ради чего пришлось убрать многие сюжетные линии. Единственный закрытый показ сокращенной, 118-минутной версии фильма состоялся на XXVIII Московском международном кинофестивале в 2006 году. И вот, наконец, весной этого года фильм вышел на широкие экраны...

Посмотреть на то, как попытались воссоздать булгаковскую Москву безусловно интересно, тем более, что сам режиссер Юрий Кара, говорит, что постарался очень бережно отнесктись к тексту и деталям. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе (Мансуровский пер., 9). Особняк Маргариты – в особняке на Остоженке (Остоженка, 21). Впрочем, без монтажа и некоторых несоответствий не обошлось, но это же кино!
Давайте смотреть, какие московские места попали в фильм.

1. Обязательный для фильмов, действие которых происходит в Москве, панорамный показ Кремля
2."...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..."
Фильм, как и роман, начинается у Патриарших прудов. Но вот заковыка - нет (и не было) трамвайных путей на М. Бронной у Патриарших... Поэтому в фильме в этой сцене задействовано два московских места - собственно Патриаршие пруды и Чистопрудный бульвар (у Современника)
Знакомый нам по другим фильмам трамвай 2170
Вертушка у входа на бульвар и знак "берегись трамвая". Такое ощущение, что декорации воссоздавали по известной фотографии Родченко. Сравните:
Теплая "абрикосовая"
"...Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной..."
Почему-то во всех экранизациях героев сожают наоборот - спиной к пруду :)))
Берлиоз идет на встречу смерти. В кадре отчетливо видно здание театра Современник на Чистопрудном бульваре.
3. Погоня Иванушки Бездомного за странной троицей.

Аллея Патриарших прудов
Неопознанные мной переулки
Васильевский спуск и Красная площадь. И вопль Бездомного: "Здесь в Кремле укрылась нечистая сила!!!!" Наверное создателям фильма тяжело было удержаться от соблазна вставить такую фразочку в фильм :)
4. МАССОЛИТ.
Любопытно, что литературную организацию киношники "поселили" в больнице - в Московском областном клиническом центре восстановительной медицины и реабилитации на ул. Клинская.
Здание между прочим очень интересное - старинная усадьба Грачевых в Ховрино. Комплекс зданий был спроектирован во второй половине 1890-х годов по заказу М.С. Грачёва, купца и последнего владельца усадьбы, по фамилии которого она стала называться Грачёвкой. Главный дом сооружён архитектором Г.А. Кайзером по проекту Л.Н. Кекушева. Говорят, что деньги на постройку этой великолепной усадьбы М.С. Грачев выиграл в карты :)

Вот так здание выглядит в наши дни
5. Клинику профессора Стравинского, куда отвезли Иванушку и, где к тому моменту обитал Мастер, снимали вовсе не за городом, а в самом центре - на Земляном валу в усадьбе Найденовых-Усачевых, которую в настоящее время занимает врачебно-физкультурный диспансер. Кстати, киношники любят это место. Вспомните хоть "Покровские ворота" :)
А в "Мастере и Маргарите" мелькнуло очень приметной крыльцо с парой львов и грифонами
Вот фотография дней сегодняшних:
А вот окрестности клиники снимали в Сокольниках. В кадр попал знаменитый ресторан "Олень"
Бревенчатый терем на берегу Оленьего пруда, в котором располагался знаменитый и популярный среди культурной элиты 1920-30 годов ресторан "Олень". Также огромной популярностью это заведение пользовалось и у криминальных авторитетов того времени. Удачное расположение в тихом лесном массиве, в отдалении от лишних глаз и удобными путями для незаметного исчезновения, всегда привлекало местную шпану и карманников. Позже там располагался однодневный дом отдыха, школа танцев и библиотека. В 1992 году здание уничтожено пожаром. Вот так получилось, что в фильм (а все натурные съемки велись в 1992 г.) попали последние дни существования этого интересного места.
6. Варьете.
Зданием варьете стал Зеркальный театр в Саду Эрмитаж, который нынче занимает театр "Новая опера"
Любопытно взглянуть, как менялось это здание во времени от дореволюционных времен и до наших дней
Мелькнули в фильме и аллеи сада Эрмитаж с роскошными фонарями
7. Мастер и Маргарита на фоне колокольни Ивана Великого
8. Маргарита спешит к Мастеру. И хоть Юрий Кара и говорил, что подвальчик, где обитал Мастер снимали в Мансуровском переулке, мы видим Маргариту на Ивановской горке.
Малый Ивановский переулок
Это же место в наши дни
9. По роману встреча Азазелло и Маргариты произошла в Александровском саду. В фильме же скамейку, где сидели герои, поставили на Большом Москворецком мосту.
10. Особняк Маргариты.
Дом по Остоженке 21 на самом деле является в многочисленных исследованиях одним из претендентов на роль дома Маргариты.

11. Полет Маргариты. Арбат.
12. Дом Драмлита, где Маргарита устроила погром, киношники отчего то поместили тоже на Остоженке, практически напротив ее "дома". И зачем, спрашивается было столько летать над Арбатом :)?!

Остоженка, 20
13. Великий бал у сатаны снимали в подмосковной усадьбе Марфино и... в Сандунах :)

Марфино:
Сандуны:
14. "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. [...]

Воланд заговорил:

− Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
− Мессир, мне больше нравится Рим!
− Да, это дело вкуса, − ответил Воланд."

Не берусь утверждать на 100%, но судя по всему сидел Воланд в фильме не на крыше дома Пашкова, а на здании библиотеки им. Ленина, хотя и слегка задекорированном.
Вот и все на сегодня.