Москва в кинофильме

Место встречи изменить нельзя,
1 серия

(Одесская киностудия, 1979 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
В качестве вступления. Сегодня, по многочисленным просьбам, мы начинаем разбор, пожалуй, самого известного телесериала о милиции. Раз в неделю будем стараться сделать разбор серии, коих в фильме 5. Это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. В конце 1970-х снимали Москву 1945 года, а потому некоторые районы иной раз "играли роль" абсолютно других мест... Но об это позже. Сегодня мы будем говорить о первой серии. Москвы в ней не слишком много, но кое-что интересное разглядеть можно. Итак, поехали!
Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Из "огня да в полымя" попадает молоденький коммандир разведроты Володя Шарапов, придя по распределению в МУР.

И вот как раз в самых первых кадрах фильма Володя Шарапов идет по летней Москве, по проспекту Маркса (Театральный проезд)

1. Вот на заднем плане витрины первого этажа "Метрополя"
Арка Третьяковского проезда
Газон и строения возле памятника первопечатнику Ивану Федорову
Вот в стеклах проезжающего авто отражаются окна дома, стоящего на углу Неглинной и проспекта Маркса (Театральный проезд-сегодня)
А вот и первый киноляп. В отражение попал осветительный прибор :))
Известный факт, но упомянуть об этом стоит. Роль старшего лейтенанта Шарапова сначала прочили Евгению Герасимову, но тот отказался из-за сильной занятости, о чем потом серьезно пожалел. Другого кандидата Евгения Леонова-Гладышева забраковал худсовет, однако актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина (его мы увидим еще в сегодняшнем киноразборе)
Напарника Жеглова также мог играть Иван Бортник - талантливейший актер и друг Высоцкого. Кандидатура Бортника нравилась и Владимиру Высоцкому, и Станиславу Говорухину, но худсовет был другого мнения.
Одесской киностудией Говорухину было поставлено чуть ли не условие, что мол если он хочет видеть в фильме Высоцкого, то вторую главную роль должен играть украинский актер.
К этому времени Владимир Конкин снялся в роли Павки Корчагина и был заслуженным артистом Украинской ССР, и режиссеру практически приказали взять его на эту роль. А Бортнику предложили сыграть роль Промокашки.

2. Следующий эпизод, где мелькает Москва - это двор Петровки, 38
Здесь пару слов стоит сказать о самом здании ГУВД МВД. Много лет назад оно выглядело так (вид со стороны Петровки).
Это были Петровские казармы. Казармы получили своё название от находившихся поблизости Петровских ворот Белого города. В 1800 г. архитектор О.И. Бове выстроил для князя Щербатова дом, приобретённый впоследствии военным ведомством для учреждённых в 1816 г. военно-рабочих батальонов. В 1834 г. здесь содержался под арестом Н.П. Огарёв, известный поэт, публицист, революционер, дальний родственник и друг А.И. Герцена. С 1842 г. в казармах размещались Управление 2-ого округа корпуса жандармов и жандармский батальон. После 1917 г . в них разместилось Управление московской милиции. Перестроены казармы в 1952-1958 гг. (архитектор Б.С Мезенцев).

Так же в кадре мы видим Церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках, к счастью, сохранившуюся и до наших дней.

3. Следующая сцена в городе - "Бандиты назначили встречу". В кадре Чистые пруды - место, где снято великое множество фильмов.
Здесь в кадре здание по адресу Чистопрудный бульвар, 16 (справа) и маленький кусочек типовой гостиницы, построенной еще в конце 18 века (слева)
Интересное фотосравнение - рабочий момент съемок (спасибо privratnik) и кадр из фильма
А вот на этом кадре мы остановимся подольше. Здесь есть о чем поговорить:)
Во первых здание на заднем плане - доходный дом церкви Троицы "что в грязях", возведен в 1908 году архитектором П.К. Микини и художником С.И. Вашковым. Фасад его украшают отлично выполненный растительный и звериный орнамент, образцы которого заимствованы у древних памятников ростово-суздальского зодчества. Первоначально четырехэтажный дом был надстроен в 1945 году и утратил часть декора. А вот как это здание выглядело раньше
В самом центре виден медальон с датой "1908", написанной по славянской системе счисления - "АЦИ". Ровно под ним - две руки, держащих палку. Есть версия, что медальон словно "закреплён" на палке и руки "несут" его в качестве транспаранта.
Также над каждым окном последнего этажа есть орнамент в виде треугольников (местами опущены вниз, местами подняты вверх) и пятиугольников, венчает дом длинная решётка - всё это тоже было утрачено. Кроме того, на фото присутствуют балконы второго этажа, тоже позднее разобранные. Также хорошо видна расстекловка окон, которая частично уцелела до наших дней. Ну, и, наконец, окно у правого входа несколько лет назад превращено в дверь, к которой подведена некрасивая лестница.

Следующий объект на кадре, которому мы уделим внимание - это трамвай. Трамвай - киногерой снимался во многих фильмах, а в "Месте встречи" аж в двух сериях :)

Фильмография: Место встречи изменить нельзя (1979), Покровские ворота (1982), Законный брак (1985), Холодное лето 53-го (1987), Брызги шампанского (1989), Мастер и Маргарита (1994)
Ну, и наконец, обратите внимание на красную телефонную будку в кадре. Она образца 1970х, напомню, что действие в фильме происходит летом 1945.

4. Следующая локация. Большой каменный мост. Вид в сторону Кремля. Красота!
Но я прошу вас обратить внимание на одну деталь на ограде моста (выделена красным)
Это изображение официального герба Москвы с 1924 по 1993(!) год.
А статуя на гербе - это Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР) Советская пл. 1918-1919гг. Обелиск- Д.П. Осипов, скульптура - Н.А. Андреев, установленный по ленинскому плану монументальной пропаганды и разрушенный в апреле 1941 года.
5. И последний кадр на сегодня. Ограблен магазин. Оперативники едут на выезд.
В кадре Полуярославская набережная
Продолжение следует...