Москва в кинофильме
Москва слезам не верит,
1-я серия

(Мосфильм, 1979 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Среди массовых картин советской эпохи "Москва слезам не верит" - одна из культовых. В фильме показана Москва двух эпох - 1950-х и конца 1970-х. Эту Москву мы и попробуем вам сегодня показать, сквозь призму любимого многими фильма.
Фильм начинается со сцены, возращения Катерины в общежитие. Она узнала, что не поступила в институт и сильно этим опечалена. По сценарию Валентина Черных, который и лег в основу фильма, общежитие находилось на самой дальней окраине где-то в районе Ховрино. Кстати, район этот только в 1960-м был присоединен к Москве.
В фильме нет указаний на место, где располагалась общага. Я слышала версию, что снимали общежитие где-то неподалеку от Мосфильма.
Единственное, что возможно кому-то поможет, у входа в здание висит табличка "Рабочее общежитие №15"
Следущая яркая сцена - героини Алентовой и Муравьевой совершают вечерний променад по ул. Горького. Именно здесь нам пытаются показать приметы 1950-х.

Витрины магазинов на ул. Горького (Тверской), где "горкой" выложены баночки дефицитного краба и целый "тазик" черный икры. Сразу вспоминается: "Да мы черную икру ложками ели!"
Да, кстати, на рекламу обратите внимание. Забавная: "Всем давно узнать пора бы, как вкусны и нЕжны крабы!" Тоже очень в духе 1950-х, подтверждение тому плакатик ниже.
Еще одна сцена: Вознесенский читает стихи перед огромной толпой слушателей на площади Маяковского. Это тоже такой маркер времени. Поэтов в 1950-е боготворили... Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава...
Кстати, на съемках этого эпизода был забавный момент. Массовка была собрана, актеры загримированы, а непосредственно съемки никак не начинались и тогда по толпе поползла шутка: "Меньшов решает - какой ракурс снимать и думает: то ли тоннель закапывать, то ли "Современник" восстанавливать". И действительно, в 1958-м площадь выглядела несколько иначе: памятник Маяковскому был только-только установлен, тоннель начали прокладывать только в 1959-м, а перед "Пекином", на месте где теперь парковка, стояло небольшое двухэтажное здание, в котором в те годы располагался супер-популярный "Современник".

1955 г.
1959 г.
Следущая сцена - парадное шествие актеров на Фестивале французских фильмов. В середине прошлого века подобные мероприятия действительно часто устраивались в Центральном Доме Киноактера на улице Воровского (ныне Поварской)
А вот так это здание выглядит теперь
Любопытный момент. Здание было построена в 1930-е знаменитыми архитекторами - конструктивистами братьями Весниными как центр культуры политкаторжан. Актерской братии дом был передан только в 1946-м г.

Еще одна знаковая сцена. В кадре мелькают деревянные домишки, которые, очевидно, идут под снос, чтобы на их месте выросло новое типовое жилье - хрущевки. Антонина и ее жених - строители. Они-то и строят "жилье эпохи", но если внимательно посмотреть на лестничную клетку, где стоит Николай, на планировку и площадь квартиры, где стоит Антонина, то можно усомниться, что это те самые хрущевки. Более похоже на панельки 1970-х, что в общем, логично, ибо снимали фильм именно тогда :)
Сцена знакомства Людмилы с Гуриным. Московское метро. Станция Новослободская. Станция была открыта в 1952-м году и по праву стала одной из жемчужин столичной подземки.
Дальше герои садятся в вагон, поезд трогается, Людмила читает, Гурин за ней наблюдает и тут мы вдруг видим, что следующей станцией после Новослободской оказывается Охотный ряд :) Этот киноляп, наверное, известен многим.
Но все-таки, почему Меньшову захотелось упомянуть в картине именно "Охотный ряд" я, кажется, поняла.

Дело в том, что в конце 1970-х, когда и снимался фильм, станция называлась Проспект Маркса. А в конце 1950-х, когда происходит действие фильма станция была в очередной раз переименована. А история наименований станции такова:
1935-1955 -Охотный ряд
1955-1957 - Имени Л.М.Кагановича,
1957-1961 - Охотный ряд
1961-1990 Проспект Маркса
с 05.11.1990 - Охотный ряд
Вот и получается, что всего лишь показав название станции режиссер лишний раз уточнил, что действие картины происходит в самом конце 50-х. А вообще, конечно, любопытно, как под влиянием времени переименовывали станцию! Назвать станцию именем живого человека. Впрочем неудивительно, 1955год - и именно Каганович поддержал предложение Хрущева и Маленкова арестовать и устранить Берию. Еще раньше он активно поддержал все меры по пересмотру «дела врачей» и прекращению антисемитской кампании в стране. За заслуги перед отечеством, так сказать получает именную станцию. 1957 год - Каганович в опале, объявлен членом «антипартийной группировки Молотова — Маленкова — Кагановича», снят со всех постов. 1961 год - три старинных улицы Москвы (Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд) объеденены в проспект Маркса и чтобы укрепить в сознании горожан новое название, его сразу же получает и станция. 1990-й год - отказ от идеалов коммунизма, мода на возврат старых названий. Вот как не просто все получается.

А тем временем героиня Муравьевой, Людмила, продолжает искать московского мужа
-Я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала.
-Зачем?!
-Представляешь, какой там контингент? Академики, философы…
-Ну и что ты там будешь делать? Смотреть, как они читают?-
Много ты понимаешь! Там еще курилка есть…

Ну, может пропуск Людмила достала и в научный зал, а вот читала она книги и делала вид, что пишет конспект в Первом читальном зале Ленинки. Интерьеры библиотеки в фильме отлично показаны
Московские высотки! Символ Москвы. Жить в такой квартире-мечта. Но и здесь не обошлось без кино-магии. Всем памятен диалог подруг в дУше:
-Меня родственники попросили за квартирой присмотреть
-А где они живут?
-На площади Восстания
-Это что, в высотном?!

И действительно, нам показывают здание на площади Восстания, вход в квартиры расположен там же...
Дверь в подъезд открывается и по воле режиссера героини оказываются в совсем другой высотке - на Котельнической
в подтверждение моих слов очень приметный барельеф над входом в лифты
Кстати, именно здесь происходит удивительная метаморфоза с босоножками Людмилы: на улице на ней белые босоножки, а в помещении черные :)

Так что выходит, что самые примичательные события в жизни подруг произошли в высотке на Котельнической. Говорят, кстати, что большую часть интерьеров квартиры снимали там же. Так что фильм - уникальная возможность посмотреть на элитное советское жилье :)

Правда стоит отметить, что гулять с Чапой Катерина все-таки "ездила" на площадь Восстания.
Вот так эта лестница выглядит в наши дни (фото viktor_london)
Правда, ничуть не изменилось место? Разве что машин стало много больше :)

«Помоги найти врача» – тяжелая сцена объяснений и выяснений отношений между беременной Катей и Рудольфом произошла на Гоголевском бульваре, вблизи станции метро «Кропоткинская».

Рудольф Кате не помог. На Гоголевском они расстались. Вторая встреча произойдет здесь же через 20 лет, когда Катерина запретит ему встречаться со взрослой дочерью.

Местоположение легендарной скамеечки вычислить не сложно
Здесь на заднем плане дом №11 по Гоголевскому бульвару - доходный дом, построенный в 1912 году по проекту архитектора О. Г. Пиотровича.
На заднем плане здание с колоннами - Гоголевский бульвар д. 10 стр.1 - городская усадьба М.М. Нарышкина (дом Цурикова), сейчас один из адресов Московского музея современного искусства.

Одна из финальных сцен 1-й серии фильма снималась на пороге 25 родильного дома, что на ул. Фотиевой , 6 . Любопытно, что этот роддом открылся именно в 1958 году! Правда, подозреваю, что по ходу развития событий фильма героиня рожала все-таки в 1959 :)
О Москве и москвичах конца 1970-х, показанных во второй серии фильма мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует...