Москва в кинофильме
Москва слезам не верит,
2-я серия

(Мосфильм, 1979 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Итак, по воле режиссера мы переносимся из конца 1950-х ( СМ. ЧАСТЬ 1) в конец 1970-х. Совсем другое время, другие москвичи, другие герои нашего фильма и места их обитания.
Звонит будильник и уснув в рабочей общаге Катерина просыпается в отдельной квартире. Да не простой. Новое ее место жительства так называемые "генеральские дома" на Мосфильмовской улице. Все четыре дома построены в 1972-м году.
Сегодня деревья стали выше, в домах живут не только генералы, но тем не менее эти дома до сих пор считаются престижными
Кстати, "аборигены" утверждают, что интерьеры в квартирах более шикарные и просторные, нежели это показанов фильме. Так что скорее всего саму квартиру снимали где-то в другом месте.

По разному сложилась судьба героинь.
Антонина и ее муж Николай воспитывают трех сыновей и по прежнему строят Москву.
Типичный район, построенный в конце 1970х-начале 1980х, нами, увы не опознанный. Будем Вам благодарны за помощь с определением места :)
UPD: Благодаря нашим уважаемым читателям район опознан! Это вид на Новоясеневский проспект в сторону Профсоюзной улицы. В районе желтых девятиэтажек сейчас расположена станция метро "Ясенево", а 4 трубы на заднем плане - район метро "Теплый стан". Вдалеке, за трубами, видны дома Профсоюзной улицы.
Людмила работает в химчистке, развелась с Гуриным и все так же авантюрно ищет московского мужа :)
Химчистка самая настоящая. Находилась она (и находится) на ул. Зорге и называлась "Чайка".
Здесь на скриншоте хорошо виден проезд с Панфилова на Алабяна
Кстати, есть версия, что сцену в пивном баре снимали на "Соколе", в легендарном пивбаре "СОски" рядом с кинотеатром Баку (получившем такое народное название как раз из-за пивных автоматов). Впрочем, эта версия требует окончательного подтверждения. А бурные дискуссии о том, где снимали падение хоккеиста, разворачивались уже давно, например, ЗДЕСЬ
И все же, главная линия второй серии - это жизнь Катерины. Успешная в карьерном плане и, увы, несчастливая в личном.

По поручению Моссовета Екатерина Александровна решает вопросы клуба знакомств. Любопытный момент: танцевальный зал в этом клубе снимался в интерьерах ДК "Горбунова" - знаменитой Горбушки.
Для сравнения - фотография этого же зала, сделанная примерно 40-ми годами раньше
Личная жизнь героини представлена мельком, в виде связи с неким приятелем – женатым Володей (Олег Табаков). В фильме есть эпизод, где Катерина встречает его на дороге перед въездом на Кутузовский проспект вблизи Белого дома. Далее следует нелепая для героев сцена в доме Володи. После этого они прощаются. На этом все.
Место встречи выбрано режиссером не просто так. Холодный, официозный перекресток среди машин и высотных домов. Место, явно не предрасположенное к каким-либо проявлениям искренних чувств.
И Катерине приходится самой себе покупать цветы. И делает она это у бассейна "Москва"
Сейчас на месте бассейна снова Христа Спасителя - разрушенный и отстроенный заново. В 1930-е - 1950-е здесь хотели построить циклопическое здание Дворца Советов, но в итоге от этих планов отказались и здесь появился уникальный спортивный комплекс - открытый бассейн, работающий в любое время года. Кому доводилось побывать там зимой не дадут соврать - уникальное ощущение - плавать в центре Москвы, зимой, да под открытым небом :)
Но дальше происходит судьбоносное знакомство в электричке. Гоша решает проводить героиню до дома и в кадре на заднем плане новое здание Курского вокзала, возведенное в 1972-м году. Режиссер вновь напоминает нам, что теперь действие в фильме происходит в 1970-е...
Затем был душевный выезд на природу. И хотя в электричке Гоша с упоением рассказывал о пикниках у Воронцовских прудов, Екатерину с дочерью он привез шашлыковаться куда-то в Подмосковье :)

А дальше случайная встреча с Рудольфом, которого теперь зовут Родион. Объяснения на том же Гоголевском бульваре
В это время Гоша "обживается" в новой семье: чинит пылесос, дерется с друзьями Александры, готовит еду.
Драку снимали в подворотне одной из трех шестнадцатиэтажек, расположившихся на Ленинградском шоссе между Флотской и Пулковской.
Возвращаются Александра и Гоша домой по Тверскому бульвару, мимо МХАТ им. М. Горького
Но тут Рудольф-Родион вновь разрушает хрупкое счастье Катерины. Гоша обижается и исчезает.
В фильме есть одна очень интересная сцена, когда Николай уговаривает Гошу вернуться, когда они выпивают и рассуждают о мировой политической обстановке. Любопытно, что сцену эту снимали не в павильоне, а в одном из домов в Лялином переулке, в котором шел капремонт с отселением - так оказалось дешевле :) Лещи и воблы в кадре тоже настоящие - их Меньшов получил в тот момент в посылке из Астрахани, своей родины. Кстати, Алексей Баталов часто вспоминал именно об этой сцене, ибо именно ее больше всего "покромсали" цензоры: "Там было много очень смешного по-настоящему, но в очередной раз была борьба с пьянством и повырезали очень много и очень хороших смешных реплик, положений, не говоря о том, что сейчас в век свободы слова и свободы показа, когда практически голое тело это гораздо чаще, чем одетый человек, это смешно говорить, но тем не менее я с голым задом - первый в советском кино золотого периода советского появился именно там, когда убирали диван, и голый я в этом выпивании, сверху в плаще. Когда бы его не резали, то я там и дефилировал по комнате несколько раз, очень рискованно и смешно для зрителя. Все это ушло."
Но все кончается хэппи-эндом. В кадре еще раз мелькают дома на Мосфильмовской, Гоша, он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иванович возвращается к Катерине :) Все счастливы.

А я напоследок хочу вам показать несколько видовых кадров Москвы 1970-х, которые мелькают в самом начале фильма.