Москва в кинофильме
Офицеры

(Киностудия им. Горького, 1971 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня у нас в программе замечательный, многими (и мной в том числе) любимый фильм. Сюжет, думаю, пересказывать нет смысла.

Москвы в фильме не слишком много - такова уж жизнь настоящего военного, но парочка любопытных историй тут возникает. Воспользовавшись современными фотографиями многоуважаемой black_mile (с ее разрешения) и некоторыми цитатами из ее давнишнего поста попробую рассказать вам историю самых известных киношных московских львов и еще кое-что.
1. Львы
Многим, наверное, памятен диалог деда и внука уже ближе к концу фильма:
- Вот эти львы, Вань!
- Тоже мне львы. У них клыков-то нет.
- Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь…
- Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк.

Действительно, давайте посмотрим на львов в начале и конце фильма.
Сцена знакомства Любы и Алексея - зубы есть.
И та самая сцена, когда Люба и Алексей приходят к этим львам с внуком - зубов нет.
Предприимчивые киношники ради этого диалога сделали львятам фальш-зубки. Но это еще не самое интересное! Вот вам, например, кадр из гайдаевского фильма Двеннадцать стульев , вышедшего, кстати, в том же самом 1971 году: поэт Ляпис-Трубецкой доставляет домой стул, купленный на аукционе
И что же мы видим? У львов нет не только зубов, но и щитов. А вот вам еще подтверждение, что долгие годы львы стояли с приподнятой лапкой по непонятной причине. Кадры из фильма Девушка без адреса (1958):
Ни зубов:
Ни щитов:
А теперь еще одно сравнение: кадры из фильма "Офицеры" и современный вид.
Теперь щиты снова есть, правда совсем не такие, как в фильме. Так же можно заметить, что и львы как-то изменились. Утверждать на все 100% не берусь, но есть мнение, что после последней реконструкции подновили не только щиты, но и самих львов.

Вообще, по воспоминаниям старожилов дома со львами, до войны щиты были. Рассказывают, что во время войны, когда Москва подвергалась авианалетам, львов сняли и перенесли в бомбоубежище, чтобы сохранить такую достопримечательность дома. Мол тогда старые щиты и раскололи. По другой версии - щиты раскололи намеренно в конце 1940х, когда велась идеалогическая борьба с космополитизмом (причина - на щитах обнаружились масонские символы).

Так или иначе, но с начала 1950-х и до последней "реконструкции" львы стояли БЕЗ щитов. Подтверждает сей факт все тот же фильм "Девушка без адреса" и фотография 1950-х годов из личного архива уважаемой lenpin
Так что и со щитами киношники поработали.

Наверное, уже, наконец, пора сказать, где стоят эти замечательные львы. Это Малая Молчановка, д. 8. - доходный дом Г. А. Гордон (1913—1914, арх. В. Н. Волокитин и И. Г. Кондратенко). В народе его часто называют "Дом со львами"
Окрестности дома в фильме нам не особо показывают, но то, что в Большом Ржевском за 40 лет исчезло несколько домиков, разглядеть можно.

Вид от дома номер 8 по Малой Молчановке в сторону Большого Ржевского переулка:
Ну, а мы двигаемся дальше и попытаемся ответить еще на один вопрос...

2. Где работает Варавва?
- У меня к тебе дело, Алексей. Не надоело тебе старому по войскам кочевать. Опыт у тебя огромный – пора передавать молодежи.
- А я что делаю?
- Так ведь не тот масштаб.
- Заманчиво. Москва. Академия. Заманчиво. Только, видишь ли, Вань, дивизия эта мне дорога. В ней Егор воевал.

По фильму Варавва работает/служит, скорее всего, в министерстве. А где же снимали место работы Вараввы? В МГУ!!!

Скамеечка, где, как и положено офицерской жене, ждет своего мужа Люба Трофимова, стояла около Химического факультета МГУ на Воробьевых горах.
Почти ничего не изменилось. Разве что плафоны на фонаре сменили.
Вид на Главное здание Московского университета от Химфака:
Вот как-то так. И вроде Москвы-то в фильме не так много, но история, согласитесь, получилась интересная.