Москва в кинофильме
Папиросница от Моссельпрома, часть 1

(Межрабпом-Русь, 1924 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Немой фильм с подзаголовком «советская бытовая комедия», осмеивающий нэпманский быт и нравы Москвы 1920-х годов. Сюжет закручен лихо, но перессказывать его нет смысла. Лучше сами посмотрите фильм про моссельпромовскую лоточницу-красавицу Зинаиду, коммерсанта-иностранца, кинооператора и помощника бухгалтера. Шикарный актерский состав - звезды 1920-х! И удивительная Москва. Совсем другой город. Даже самые знакомые площади и улицы выглядят так, что порой и не узнаешь с первого взгляда. Но мы-то попытаемся разобраться.

Москвы в фильме очень много.
Поэтому киноразбор мы разобьем на 2 части.
1. Фильм начинается с прилета в Москву из Америки коммерсанта Оливера Мак-Брайта. Самолет приземляется на Ходынском поле, и мы видим здание аэровокзала.
Ходынский аэродром - сгусток отечественной истории авиации. Это поле принимало всех наших легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ Поликарпова, Микояна, Яковлева, Илюшина, Сухого, Лавочкина. Здесь встречали и провожали многих наших великих современников, это место было свидетелем славных подвигов и трагедий. Поэтому, наверное, сказать несколько слов об этом месте
В 1910 году в восточной части Ходынского поля был открыт аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. На нем впервые состоялись полеты знаменитого С.И. Уточкина. Над Ходынским полем летал на специально подобранном для него самолёте «Моран» П.Н. Нестеров.
Постепенно полеты стали одним из наиболее модных городских развлечений, и любители их иногда ночевали прямо на Ходынском поле, чтобы не опоздать к началу полетов. Многие полеты тогда заканчивались падениями, и тогда товарищи погибших летчиков на месте трагедии высевали красные маки и гвоздики, и сверху все Ходынское поле было в красных кругах.
После гражданской войны начался впечатляющий расцвет Ходынки, а с ней и советской авиации, тогда же было признано "исключительное значение Ходынки для нужд авиации в главном центре Республики"… Этот момент побудил признать Ходынское поле "… весьма подходящим для создания Главного аэродрома воздушного флота". Более того, в 1920 г. официальная хроника дополнительно известила, что "местом для создания опытного аэродрома страны опять же выбрана Ходынка"!
3 мая 1922 г. начались полеты по маршруту Москва - Кенигсберг - Берлин. Тем самым приоткрылось окно в Европу.
15 июля 1923 г. по решению Совета Труда и Обороны состоялись первые регулярные пассажирские полеты Москва - Нижний Новгород, путь в 420 км совершался за 2,5 часа. Обслуживал линию четырехместный самолёт АК-1, моноплан конструкции Александрова и Калинина. На билете первой линии Аэрофлота было написано: "Пассажир обязан следить при полете за колесами самолёта и в случае неполадки докладывать летчику!" Сегодня это кажется невероятны, но тогда пассажир обязан был помогать летчику, который не мог оторвать рук от штурвала, а необходимых приборов и датчиков просто не существовало.
Долгие годы Центральный, бывший Ходынский, главный аэродром, носивший сначала имя Троцкого, а затем М.В. Фрунзе, имел неказистое, маловместительное здание аэропорта.
И только к ноябрю 1931 г. на Ходынке был открыт первый в СССР аэропорт, в то время один из самых больших в мире. Не случайно и ближайшая станция метро была наименована "Аэропорт".
А здание, которое мы видим на Ленинградке сейчас, было построено в 1965 году. Это было не здание, а целый комплекс – включивший в себя сам аэровокзал, автостанцию, гостиницы.
Но вернемся к фильму. Еще один кадр. Здесь Вы видите не только сооружения аэродрома, но и Петровский путевой дворец по другую сторону шоссе.
2. В это же время киношники садятся на автомобиль у студии, собственно говоря именно сюда и привозят чуть позже Мак-Брайта.
Место действия определить, увы не удалось. Есть только предположения: это либо Бутырская ул., либо Верхняя Масловка.
М. Трофимов организовал кинофабрику "Русь" в 1915 году. В Леонтьевском переулке разместилась контора, а само кино-ателье располагалось на Большой Бутырской улице. Были так же площадки для съемок на Верхней Масловке. После революции кино-ателье было национализированно. А в конце 1923 года переорганизованно в акционерное общество с новым названием "Межрабпом-Русь".
Все производственные помещения кино-ателье М. Трофимова так же отошли вновь созданной компании, которая проработала здесь до 1928 года, когда была вновь переорганизованна и переименована. На сей раз в "Межрабпомфильм". Кстати, именно эта кинокомпания стала прародительницей киностудии им. Горького.

Вот еще один кадр. Здесь хорошо видна вывеска -
кино-ателье "Русь"
Между аэродромом и кино-ателье иностранец проезжает через пол Москвы, и много всего интересного попадается на его пути. А нас еще параллельно знакомят с другими персонажами фильма. И все это происходит на улицах нашего города.

3.Триумфальная арка на площади Белорусско-Балтийского вокзала.
В 1936 году название вокзала сократилось до просто Белорусского. В том же году была полностью разрушена и арка.

Руины Триумфальной арки (Инв.№ 05-02178. Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.)
В 1966-68 гг. ее копия была выстроена на Кутузовском проспекте у Поклонной горы).

4. Арка Третьяковского проезда, Метрополь
И вид на эти же сооружения в наши. Все так, да не так.
5.Герои фильма прогуливаются по Новой площади вдоль Политехнического музея в сторону Лубянки. Видна несохранившаяся стена Китай-города
но тут помощник бухгалтера Митюшин сбегает от соей спутницы в арку, ведущую во двор Политехнического музея
Дама в растерянности. А мы видим другой ракурс фактически с той же точки - в сторону Лубянской площади
6. Митюшин бежит к Зинаиде на Театральный проезд.
Путь его лежит через Лубянскую площадь.
На месте где поставят Дзержинского, а потом просто клумбы, стоит один из водозаборных фонтанов. Возвышается часовня Св. Пантелеймона. На месте стена Китай-города. Детского мира нет еще даже в проекте.
7. А мы переносимся на Москва-реку. К Большому Каменному мосту. Но не к тому, что сейчас соединяет берега Москва-реки у стен Кремля. Старый Большой Каменный мост располагался выше по течению, ближе к ХХС, начинался он у Ленивки. Фильм - уникальная возможность рассмотреть сам мост (опоры, ограду, спуски к воде) и его окрестности.

Фрагмент карты 1925 г. Синим обозначено местоположение моста, построенного в 1938 году
Кремлевская набережная с еще не отреставрированным Кремлем, пережившим Первую Мировую, Революцию, и Гражданскую.
Большой Каменный мост
Кремлевская наб. Вид в сторону ХХС
Лодочный причал у моста
Спуск к воде
Ограда старого моста и опора с мощными ледорезами, рассекавшими крупные льдины весной во время ледохода.
Вид с моста на Берсеневскую наб.
У моста. На заднем плане виден Доходный дом З.А. Перцовой в Соймоновском проезде.
Берсеневская наб. Вид в сторону Кремля. Обращаем внимание на извозчика, рельсы и фонарь :)
Вторая часть тоже очень интересна.
Ждите продолжения в ближайшие дни!

З.Ы.: Спасибо http://oldmos.ru/ и http://moscowwalks.ru