Москва в кинофильме
Папиросница от Моссельпрома, часть 2

(Межрабпом-Русь, 1924 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня мы продолжаем разбираться где снимали фильм "Папиросница от Моссельпрома".
Первую часть киноразбора можно посмотреть ЗДЕСЬ

А сегодня нас ждет много всего интересного. Улочки центра, которые изменились за минувшие почти 90 лет очень сильно: Волхонка и Воздвиженка, Пречистенка и Рождественский бульвар, Глазовский и Мансуровский переулки... Давайте смотреть!

А вот еще одна афиша разбираемого фильма, на сей раз из Франции.
Сегодня мы начнем из центра. Вот честное слово, если бы не ориентиры вроде башен Кремля, дома Пашкова, ХХС и т.п., то Пречистенку, Волхонку и Воздвиженку узнать было бы не так просто!

1. Пречистенка.
Кадр интереснейший! Слева мы видим красивое крыльцо городской усадьбы купцов Истоминых (Пречистенка, 8).
На саму Пречистенку выходит главное здание (по счастью сохранившееся до наших дней), а во дворе были конюшни, каретные сараи и множество каштанов - в общем, настоящий усадебный ансамбль. Что стало с Истомиными после революции, не известно, а вот дом и каретный сарай как раз в 1920-е приспособили под жилье. У жильцов этого дома в гостях бывали известнейшие люди. Каждый человек — легенда! Дрожь берет от простого перечисления… Художник-живописец, на тот момент директор Центральных реставрационных мастерских в Москве, Игорь Эммануилович Грабарь; сама Марина Ивановна Цветаева; поэт, автор ценных работ по теории стиха Николай Николаевич Асеев; известный филолог-лингвист, автор толкового словаря, настольной книги каждого уважающего себя дома, Сергей Иванович Ожегов... Сейчас усадьба ополовинена фактически. В 1990-е усадьба была приватизирована и на месте служебных построек был возведен массивный, угрюмый административный комплекс АО «Интерлес», который буквально "вываливается" на Гагаринский переулок. Очень типичная история. Увы!

А справа в кадре дом с адресом Пречистенка, д.1. В этом доме в 1887 г. была первая московская квартира замечательного русского художника В.И.Сурикова. Дом был снесён в 1972 г. к приезду президента США Р.Никсона.

Это же место в наши дни
2. Волхонка. Около ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вид в сторону Кремля. И если бы не дом Пашкова, не Троицкая башня и колокольня снесенной ц. Николы Стрелецкого, то место, пожалуй, определить было бы затруднительно.

Обратите внимание на большую театральную тумбу-афишу
А вот и сам музей. Растительности перед Музеем совсем мало. Зато можно увидеть трамвай и извозчика на Волхонке.
После открытия музей именовался "Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете". После революции и до 1932 года в справочниках и путеводителях указывалось сиротливое - Музей Изящных Искусств (б. Александра III-го). В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств.
В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина.

Кстати, еще один интересный факт: при планировке местности, прилегающей к строящемуся в 1930-е годы Дворцу Советов, по одному из проектов вся четная сторона Волхонки шла под снос, а Музей Изящных Искусств предполагалось передвинуть на 100 метров в глубину квартала.

3. Воздвиженка.
Вид от особняка Морозова в сторону Кремля. Слева за деревьями Экономическое общество офицеров (Военторг). Справа - Воздвиженка, 9 - дом, построенный ещё в XVIII веке, принадлежал деду Л. Н. Толстого – дипломату Н. С. Волконскому, прототипу старого князя Болконского в «Войне и мире». Фасад орнаментирован по-новому в 1897 г., круглая угловая часть с куполом пристроена в 1907 г.
Про Военторг, уж простите, не могу не сказать. Наглядный пример "реконструкции" памятников архитектуры в Москве. Фотосравнение из серии было-стало
И слова Ресина в телеинтервью "Вестям": "Москва не Рим, где можно содержать руины [...] Нормальное получилось здание, главное - функциональное [...] Это как выбирать жену — кому-то нравятся блондинки, кому-то — брюнетки. Ноги длинные или короткие, уши такие, сякие, а в целом оно симпатичное. Новодел? — Да, новодел. Нельзя сказать, что это старое. Но в центре города сделали 35 тысяч кв. метров парковочных, 47 тысяч мест под землей. Радоваться надо!"

Но вернемся к фильму. Камера берет ракурс чуть левее, и мы видим вывеску "Театр" на Морозовском особняке.
В 1920-е здесь располагался театр "Пролеткульта".

5. Еще один переулок в центре - Глазовский. И замечательный дом, который попал в кадр - доходный дом Кусевицких.

Один из лучших образцов ретроспективной архитектуры. Объектом стилизации послужили венецианские готические дворцы. В работе над домом совместно с арх. П. Малиновским приняли участие знаменитые в будущем архитекторы авангарда — К.Мельников и братья Веснины.
Дом был построен в 1915 году. Он и сейчас существует, но закрыт близко посаженными деревьями...

6. Двигаемся дальше. Мансуровский переулок. В кадре здание больше похожее на зАмок.
Доходный дом П.В. Лоськова, построенный в начале 20 века по проекту А. Зеленко, действительно напоминал замок с высокой круглой остроконечной башней около входа. Это здание, увы, подверглось капитальной реконструкции и не сохранило многие интересные детали декоративного убранства.
7. Еще немного исчезнувшей Москвы.
Тверской бульвар. Еще с трамваем. На месте домиков справа сейчас находится МХАТ им. Горького.
Новое здание строилось по инициативе Е.А. Фурцевой специально для МХАТ СССР им. М. Горького. Сезон 1973/74 гг. МХАТ открыл на «Тверском бульваре, 22».

Вид в сторону Пушкинской (Страстной) площади, вдалеке виден купол снесенной церкви Дмитрия Солунского (справа) и купола Страстного монастыря.
Следующий кадр - вид в обратную сторону, в сравнение с современным фото.
8. Рождественский бульвар. Место любимое киношниками всех времен. Оказывается, традиция снимать здесь погони появилась еще в 1920-е :) Позже на Рождественском снимали погони в "Петровке,38", "Брате-2", "Превосходстве Борна" и, наверное, еще в десятке фильмов...
Правда здесь машина к Трубной площади едет по внутрeнней стороне бульвара, т.е. против привычного нам сегодняшним движения.

И еще один кадр с Рождественского бульвара - символ середины 1920-х - уличный фотограф, фиксирующий москвичей на живописном фоне. В центре Москвы можно было сделать фотографию на фоне гор, моря, пальм или дворца, например.
За растительностью можно разглядеть дом №10 по бульвару - дом, в котором располагался знаменитый московский пивняк советских времен с народным названием "Зеленая гадина".

Ну, и парочка хорошо узнаваемых московских видов на закуску.
9. Большой театр, думаю, все опознали.
10. Иверские ворота. Еще до сноса.
А на сегодня это все. Завершающая часть разбора фильма "Папиросница от Моссельпрома" появится здесь завтра. Посмотрим на Киевский вокзал и Бородинский мост, на Ипподром и окрестности Зачатьевского монастыря, на московские улицы, бульвары и площади.

А сегодня мне хочется сказать спасибо за помощь в подготовке материала и фотографии замечательным интернет-ресурсам и некоторым ЖЖ-юзерам отдельно :
http://moscowwalks.ru/, http://oldmos.ru/, http://moskva.kotoroy.net/, a_dedushkin, drugoi