Москва в кинофильме
По семейным обстоятельствам

(Ленфильм, 1977 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
В этом фильме хочется жить. В нем все герои – обаятельные, душевные люди. Все молоды, красивы, счастливы. Все любят свою работу, своих близких и уважительно относятся к деяниям и чаяниям других.
В Москве, в которой они живут, – всегда солнце!
Город чистый, прибранный, зеленый. Его граждане – музыканты, художники, врачи и просто интеллигентные герои, от влюбленной и благородной продавщицы магазина до мудрого старичка-пенсионера с профессорской внешностью и правильными взглядами на жизнь.
У героев один-единственный недостаток. Все тот же квартирный вопрос, который, как известно, давно испортил москвичей. Все хотят жить раздельно. Мол, родственников проще любить издалека. По мере того как сюжет раскручивается, нам в совершенно простой, но милой форме дают понять, что это совсем не главное.

Ну, а мы с вами будем смотреть на этот самый солнечный город в фильме.
1. Галина Аркадьевна с дочерью и зятем жили в самом центре Москвы. Дом определить невозможно – мы видим их только в квартире. Но зато есть эпизоды, где герой Стеблова звонит жене, чтобы разбудить, едва выйдя из дома и где с внучкой Леночкой гуляет очередной няня.
Площадь Никитские Ворота.
Попало в кадр и свежепостроенное здание ИТАР-ТАСС
Поговаривают, что здание ТАСС , построенное в 1976 году, должно было быть вдвое выше , но на самом деле это одна из архитектурных баек. Проект штаба информационного агентства действительно был масштабнее, но здание укоротили в длину вдоль Тверского бульвара. Особенностью фасада штаба агентства являются декоративные двухэтажные экраны, благодаря чему девятиэтажное здание не кажется излишне высоким. Считается, что эти самые экраны символизируют «Окна РОСТА» (РОСТА - Российское Телеграфное агентство в 1918—1935 годах) — известную серию плакатов, которые выставлялись в витринах.

Когда-то на этом месте была малоэтажная застройка
Именно на ее месте и появилось новое здание
2. Роддом, откуда забирают дочку (а для кого-то и внучку). Мною не опознано, помогайте!
3. Варианты по обмену ищутся по всему городу. Заносит героев и на окраины. Ленинский проспект, 123 и окрестности. Так Галина Аркадьевна попадает в квартиру своего будущего мужа и собственно первый раз видит свою Судьбу :)
4. Во второй раз они встречаются случайно на Воробьевых горах
5. К концу фильма жизнь налаживается у всех героев. Дочь Галины Аркадьевны ждет второго ребенка, зять счастлив; сама Галина счастлива в браке с остроумным и обаятельным Николаем. И даже к неприступной Изольде Тихоновне вернулась прежняя любовь. В гости приезжает друг молодости, Рожден. Он умоляет ее выйти за него замуж и переехать на Кавказ.

Последние встречи героев и объяснения между Изольдой и Рожденом проходят в ресторане Речного вокзала
Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н. Я. Данько и др). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — «порта пяти морей».

Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Вход украшен майоликами, из которых особенно интересна одна, изображающая «Москву будущего». Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве.
В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз. Сейчас вокзал, увы, не в самом лучшем состоянии, рестараны давно не работают, проход на террасы закрыт... Но хочется верить, что мы все-таки сохраним это чудо советской архитектуры!

Покажу вам несколько старых фотографий. Строительство вокзала, канал еще не заполнен
6. Финальные кадры фильма - Рижский вокзал
А еще в фильме есть чудесные выссказывания героев. Помните логопеда? Про Киевскую и Кировскую?
А шедевральный монолог Изольды Тиховны?

"В один прекрасный день один умный человек предложил построить Новый Арбат. Другой умный человек решил сломать для этого Старый Арбат! Вот, когда все здесь сломали, тогда выяснилось, что картины моего сына представляют не только художественную, но и историческую ценность! [...] Потом, в один прекрасный день, я читаю в газетах, что еще один умный человек решил построить Новокировский проспект и для этого сломать Домниковку! Тогда я сказала сыну: иди на Домниковку и рисуй! Рисуй быстро! Пока они не взяли встречный план, не перевыполнили его и не сломали все досрочно! Ломать легче, чем строить - это знает ребенок.
[...]
В наше время художник не может работать стихийно! Надо знать, что увековечивать! "