Москва в кинофильме
Романс о влюбленных

(Мосфильм, 1974 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Сегодня мы будем разбирать, пожалуй, один из самых необычных по стилистике фильмов 1970-х. Фильм, снятый в эстетике совсем не характерной для советского кинематографа. Банальная, казалось бы, история рассказана удивительным языком цвета, музыки и белого стиха. Очень люблю этот фильм. Обожаю Киндинова. Каждый просмотр открываю для себя что-то новое. В этот раз этим "новым" стала Москва в этом фильме. И вроде бы не так ее много - по сути Поварская да Трубниковский, а сколько всего удивительного, уже ушедшего от нас за минувшие почти 4 десятка лет. Давайте смотреть.

1. Ранним утром влюбленные возвращаются на мотоцикле домой из загородной поездки. Проспект Калинина (Новый Арбат) - показательная социалистическая магистраль.

2. Поворот на Воровского (Поварскую). Церковь Симеона Столпника. Без крестов. В 1970-е здесь располагался выставочный зал Общества охраны природы.
Внимательный прогульщик, кстати, заметит, что нынче Поварская по нечетной стороне начинается со здания под номером 5 (церковь), а по четной с дома номер 8. Дома с меньшей нумерацией снесены при строительстве Нового Арбата.

3. Вновь Воровского. Слева в кадре особняк Казакова-Дункер-Цетлин, но гораздо интереснее домик, выглядывающей с правого края кадра д. 16 по Воровского (Поварской)
Дом этот снесен в 1970-е. А до революции дом принадлежал Наталье Зубовой - дочери полководца Александра Суворова. Её наследники оставались хозяевами дома до 1917 года. В 1891 году здесь появился на свет поэт Владимир Петрушевскй.
Вот так выглядел этот дом в 1930-е
4. Едем вместе с героями дальше. Более прочего на этом кадре нас интересует четырехэтажный дом слева в кадре. Воровского (Поварская, 13). Сегодня он надстроен и объединен единым фасадом с соседним домом 15 (а фактически уничтожен).
А дом этот был преинтересный. Главный дом городской усадьбы. Во второй половине XVIII века усадьба принадлежала владельцу крепостного театра И. Я. Блудову, у которого в 1768—1780 годах жил его родственник поэт Г. Р. Державин. В 1820-е годы в здании размещалась Школа дирекции императорских театров, в которой учились В. И. Живокини, И. В. Самарин, П. Г. Степанов и другие актёры.
В 1880-х годах здание было перестроено, после чего здесь разместилась основанная Н. А. Муромцевой женская музыкальная школа, а также открылись классы хорового пения под управлением дирижёра Н. С. Кленовского.
В 1891—1893 годах здание вновь было перестроено на средства полковника В. Б. Казакова по проекту архитектора, председателя Московского архитектурного общества Н. В. Никитина.
Казаков устроил в здании богадельню для обедневших дворян. Дом призрения московского дворянства имени Казакова размещался в этом здании вплоть до 1916 года.
В начале 1890-х годов одно из помещений дома сдавалось в аренду основанному К. С. Станиславским и Ф. П. Комиссаржевским Оперно-драматическому училищу Московского Общества искусства и литературы. Здесь же жила дочь Комиссаржевского, известная русская драматическая актриса В. Ф. Комиссаржевская. В залах училища на музыкальных вечерах выступал с детским оркестром композитор и музыкальный деятель А. А. Эрарский.
В 1913 году здание было надстроено четвёртым этажом архитектором А. Ф. Мейснером. В советское время здание использовалось под размещение различных судебных инстанций: в конце 1920-х годов здесь работал Московский губернский суд.
И самое интересное: здание включало в себя палаты середины XVIII века, художественную ценность представляли интерьеры второго этажа.

Вот еще один снимок середины прошлого века, на котором хорошо виден наш домик.
5. На последнем снимке есть еще один особнячок, которого нынче не существует. А в фильм попал его сосед, стоящий на углу с ул. Писемского (Борисоглебский пер.). См. левую часть кадра.
Последней дореволюционной владелицей его была Вера Ивановна Дубровина - потомственная почетная гражданка нашего города.
Оба эти особнячка исчезли в 1980-е. Тогда было принято решение о строительстве по периметру обоих домовладений восьмиэтажного жилого дома для дипломатов посольства Турции. К площадке были подведены коммуникации, завезены стройматериалы, началась вырубка деревьев. Однако жители района вышли на защиту сквера, в результате чего строительство было прекращено. Среди деревьев сквера был сохранён вяз, возраст которого, по некоторым оценкам, составлял более 200 лет. В 1987 году вяз-долгожитель был объявлен памятником природы. В 2010 году во время аномальной летней жары вяз-долгожитель засох. Существует мнение, что памятник природы погиб вследствие отсутствия за ним надлежащего ухода.
22 октября 2007 года в сквере был установлен памятник И. А. Бунину, сооружённый скульптором А. Н. Бургановым и архитектором В. В. Пасенко.

6. Несемся дальше по Поварской.
В правой части кадра видим строительство нового корпуса для Гнесинки.
Еще один кадр, сделанный чуть позже
7. Наконец-то поворачиваем в Трубниковский переулок
И мчим по нему вплоть до дома №19
8.
9.
10.
11. Приехали! Заворачиваем в арку!
12. Дом, где живут герои фильма - самый большой жилой комплекс в переулке. Построен он был в 1912 году, архитектором П.П. Малиновским для Главного управления уделов, которое ведало имуществом царской семьи. Удельное ведомство было крупным производителем качественных вин в дореволюционной России, и оно при постройке жилого дома запроектировало громадные подвалы, называемые "голицынскими" в честь знаменитого винодела, основателя русского научного виноделия князя Л.С. Голицына. В 1910-х годах в доме жили архитекторы братья Веснины. После революции здесь помещался народный комиссариат по делам национальностей, которым руководил И.В. Сталин... Сегодня в здании размещается Минэкономразвития России.
В фильме прекрасно показан этот дом. Его великолепный двор со сквозными проездами, спрятанный нынче за вечно закрытыми воротами. Можно разглядеть старую столярку - оконные рамы, подъездные двери. Эркеры, полукруглые окна, чудесные балконы и виды с них открывающиеся - все есть в этом фильме.
Вот такой чудесный дом.
В фильме есть еще чуть-чуть типовой "панельной" Москвы, но это уже совсем иная история. Менее интересная.