Москва в кинофильме
Семь Нянек

(Мосфильм, 1962 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Еще один популярнейший фильм 1960-х. Его достаточно часто показывают по ТВ, и поступило уже несколько просьб разобрать его. Хорошая комедия. Сюжет, думаю, пересказывать не надо. Но на самом деле история не настолько простая, как кажется на первый взгляд. Конечно, тут и идеология примешана, и наивности тех лет хватает... Но есть еще одна тема - попытка ответить на вопрос: что нужно человеку для счастья. Оказывается, не так уж и много - «две руки, голова и сердце», и это действительно так (без иронии)...

Москвы в фильме тоже хватает. И вместе с хорошо знакомыми видами встречаются некоторые неожиданности. Так, например, роль часового завода, где работала "золотая" бригада, исполнили как минимум 3 здания, а памятные всем "скупка" и "прокат" расположились в "Доме обуви". В общем, хватает любопытностей, с которыми мы и попытаемся сегодня разобраться.
1. Начнем с колонии им. Макаренко, откуда "золотая бригада" забирает Афанасия.
Все, наверное, помнят, что чтобы добраться до колонии надо ехать на электричке/поезде с Киевского вокзала (именно это нам пытаются показать кинематографисты). Признаюсь, что сама до сего дня думала, что колонию снимали где-то за городом... А сегодня вдруг поняла, что, оказывается, здание это в черте города.

Усадьба Покровское-Стрешнево (Глебово).

Если доехать по Волоколамке до остановки Покровское-Глебово, то собственно все, что вы видете в кадре, можно лицезреть самолично. Всё на своем месте, только светильники новые на воротах. В подтверждение парочка моих фотографий, сделанных еще 4 года назад
Так что какими поездами-электричками оттуда ехали до Киевского вокзала - большой вопрос :)))

2. Еще один интересный объект - часовой завод, на котором работает эта самая "золотая бригада". Оба московских часовых завода были режимными предприятиями, и киношников снимать туда конечно бы не пустили. Поэтому пришлось выкручиваться. Давайте смотреть, какие здания сыграли роль этого самого часового завода.
Итак, во-первых - это павильон № 4 выставочного центра «Сокольники»
и переход между третьим и четвертым павильонами.

Первые выставочные павильоны в Сокольниках появились к первой американской национальной выставке «Промышленная продукция США» (1959), на которой советские граждане впервые смогли увидеть новые модели американских автомобилей, бытовой техники и одежды, а также прикоснуться к заокеанской культуре... следующим событием была японская промышленная выставка в августе 1960 года, экспонаты которой располагались в выставочных павильонах американской выставки. На нее стояли длинные очереди, и она поражала обилием бытовой электроники. К следующей, британской промышленной выставке в мае 1961 г. и были построены новые выставочные павильоны №3 и №4 с переходом между ними. В августе 1961 г. открылась национальная французская выставка, с большой культурной программой. Позже здесь же проходили итальянская промышленная выставка в мае 1962 года, индийская 1963 года и снова британская промышленная выставка 1966 года, которую посетил Косыгин вместе с премьером Вильсоном. С 1964 года началась практика проведения международных, специализированных выставок.

А вот молодые воспитатели вместе с подопечным подходят якобы к проходной завода.
Но тут опять киношные штучки, на самом деле идут они к гостинице "Юность". Сейчас и сама гостиница, и вид в сторону Лужников сильно изменились - гостиница теперь облицована по-иному, появилось ТТК и купол над БСА. И только МГУ на дальнем плане остается неизменным ориентиром.
"Внутренности" завода снимались в том же самом 4-ом павильоне ВЦ Сокольники и в коридорах "Мосфильма". Есть один эпизод, где можно увидеть и главный Мосфильмовский павильон. Помните момент, когда Афоня из окна туалета выпускает голубя с золотыми часиками на шее?
Вот он - Главный корпус, а на переднем плане крытый переход-галерея.

Камера следит за полетом голубя, сдвигается чуть левее, и мы видим панораму
Вновь крыши Мосфильма, дым от ТЭЦ на Бережковке и две высотки на дальнем плане. Слева "Украина", правее - жилой дом на Восстания.

Вот такой вот "часовой завод". Ну, а мы двигаемся дальше.

3. Только-только получив паспорт Афанасий совершает махинацию с пылесосом.
Это угол дома № 34 по Ленинскому проспекту. На самом деле площади первого этажа в те годы занимал "Дом обуви".

4. Выручив таким образом некоторую сумму наш герой отправляется на ипподром.

В кадр попадает Беговая аллея и однин из двух Диоскуров, укрощающих коней. Скульптурные группы выполнены в 1899 году по эскизам П.К.Клодта (автора знаменитых скульптур на Аничковом мосту в Петербурге) его внуком Константином Александровичем, совместно со скульптором Волнухиным (автор памятника первопечатнику Ивану Федорову)
Попал в кадр и сам ипподром, уже переделанный Жолтовским
А вот интересный момент: внутри бегового круга можно увидеть фонтан. Вот, что имеем теперь.
5. Попал в кадр и московский метрополитен.
Станция "Киевская".
Вход на станцию от пригородных поездов
Кассовый зал. Кассирша выдает не карточки, а меняет денюжки на пятачки. Старые турникеты опять же
На "Киевской" ФЛ Паша заскакивает в вагон за "Сонькой - золотой ручкой". Обращаем внимание на схему метро и надпись на дверях. Привычное "Не прислоняться" - написано этакой волной. А сверху еще одна надпись, которую, как мне кажется, стоило бы вернуть на стекла вагонов "Не мешайте входу и выходу"
И метромост, конечно.
6. Дворец Культуры в фильме тоже составной. Тут опять-таки павильоны Мосфильма, а еще вход ДК ЗИЛ, что на Автозаводской
ДК ЗИЛ (Дворец культуры Пролетарского района), арх. бр. Веснины
На фотографии мы видим тот самый вход, который попал в фильм, и колонны, которые за спиной у Афанасия.

7. Киевский вокзал - еще одно сооружение, которое несколько раз появляется на экране. Сюда Павел приходит искать понравившуюся девушку, сюда приезжает Афанасий, отсюда же чуть не уезжает обратно.
Ну, а теперь еще несколько кадров из фильма: московские виды разной степени узнаваемости.

8. Световая вывеска на "Ударнике"
9. Кутузовский проспект 4/2
10. Ярославский вокзал
11. Александр Сергеевич на своем новом месте. Но вот не дает мне покоя этот кадр. Фильм вышел в 1962 году в августе. Съемки судя по растительности, которая попала в фильм, происходили летом-осенью. Но в 1961 году на заднем плане уже должен быть к/т Россия (Пушкинский). Снимали раньше? Как думаете?
12. Советская площадь (теперь Тверская)
13. Петр Ильич у консерватории. Памятник этот, кстати, сделан Верой Мухиной.
14. Речные трамвайчики "спят" у причала, что у ЦПКиО
Сегодня здесь летом на деревянных настилах замечательно танцуют, а вид на Фрунзенскую набережную перекрывает мост, передвинутый сюда (к Титовскому проезду) в 1999 году.
Вот примерно тот же вид в наши дни
А вот фотография, сделанная в 1999. Передвижка моста
15. Cмоленская площадь. Паркинг возле МИДа, ver. 1960-х
даже "Москвичи" имеются.

16. И еще немножко машинок.

Квас. Грузовик аж с двумя бочками
Самое начало Кутузовского проспекта. Вид в сторону проспекта Калинина. И еще нет здания СЭВ на заднем плане.

17. Машины "Молоко" и "Чернила" на Кутузовском
Говорят, что чернила никогда не перевозились подобным образом. А машина в кадре - это гэг режиссёра (Ролана Антоновича Быкова), основанный на противопоставлении белого чёрному.

Ну, вот и все на сегодня.