Москва в фильме
Шумный день

(Мосфильм, 1960 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
«Шумный день» — советский чёрно-белый художественный фильм, снятый совместно легендарными режиссёрами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом в 1960 году на киностудии «Мосфильм» по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Классика советского кино.
Вы знаете, что сказала Фурцева, когда "принимала" сей фильм: "Почему Вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты?"
Вот эту старую Москву мы и попробуем рассмотреть!
Фильм начинается с видовых кадров, они, кстати, тоже очень любопытны.

Вот панорама с крыши гостиницы "Украина" в сторону Новоарбатского моста. Здесь еще нет ни "Белого дома", ни здания СЭВ, ни высоток по Новому Арбату
А так эти места выглядят теперь (снимок 1997 г.)
Высотка на Котельнической
Тверская (тогда ул. Горького). Вид от Тверской (тогда Советской) площади в сторону Кремля
Площадь Маяковского. Вид в сторону Б.Садовой. В правой части кадра еще стоит здание "Современника", слева - здание театра "Сатиры", еще не перестроенное до конца, по центру - недавно открытый тоннель под Тверской.
Новые дома и красивые проспекты, которые так хотела видеть Фурцева. Тверская, 15
А дальше те самые "захолустные" переулки Арбата
Сивцев Вражек вид от дома 21 в сторону МИДа. Сейчас это место сильно изменилась, и место можно определить только по дому 19 (с длинными балконами, в левой части кадра)
Главных героев фильма режиссеры поселили
неподалеку - в Староконюшенном.
Очень приметный подъезд - Староконюшенный, д. 5/14
Да и ворота при въезде во двор, где и стоял дом главных героев и сегодня существуют, правда выглядят совсем иначе
Староконюшенный еще несколько раз мелькает в фильме
А вот примерно этот же ракурс в наши дни
В фильме есть еще один замечательный момент. Помните, когда Олег поругавшись с Леночкой убежал из дома и долго-долго бежал по Москве? Очень интересный для нас забег получился :)

Выбегает он из дома в Староконюшенном, друг Генка пытается догнать Олега. Обратите внимание на вывеску - "Душевой павильон"
А уже через секунду, по воле режиссеров, мы видим Олега, бегущего по Сретенке и Садовому кольцу. Но самое примечательное то, что бежит он вдоль домов, которые мы теперь не сможем увидеть, они снесены.

Вот маршрут, по которому бежал Олег, красным же выделено место, где стоял снесенный квартал.
Сретенка
Предлагаю также Вашему вниманию фотографию 1925 года, где также можно увидеть еще не снесенный квартал
Дальше Олег поворачивает на Садовое кольцо. И бежит по Большой Сухаревской площади (тогда Колхозной)
На последнем кадре мы видим дом с башенкой - Садовая-Сухаревская, д. 3 и самое начало проспекта Мира, две башенки с одинаковыми барельефами на них, изображающими этаких бодрых селян с огромными снопами в высоко поднятых руках - нынче сохранилась только одна из них - правая. Кстати, на ней барельеф сохранился до сих пор
А вот еще одна фотография середины 1930-х, на которой хорошо виден весь снесенный квартал
Останавливается наш герой на углу Садового кольца и Ананьевского переулка и дальше переходит на шаг.
На дальнем плане мы видим купол церкви Троицы Живоначальной при 2-м гренадерском Ростовском полку в Спасских казармах. Это здание сохранилось до сих пор, только теперь крыша покрыта железом и сверкает на солнце. А вот так храм выглядел в самом начале ХХ века
А еще дальше виднеется здание Министерства сельского хозяйства РФ (здание Наркозема), архитектор А. В. Щусев
И еще один любопытный кадр в самом финале фильма.
Олег идет по широкому Кутузовскому проспекту (уж не в угоду ли Фурцевой?)
Сейчас практически на месте скверика проложено ТТК. Современный вид.
Вот так: интересный сам по себе фильм показывает нам Москву, которую мы уже, увы, увидеть не можем.