Москва в кинофильме
Стачка
(1-я фабрика Госкино, 1924 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Классика советского кино. Одна из первых работ Сергея Эйзенштейна и, пожалуй, первое яркое проявление операторского таланта Тиссэ. Ну и, конечно, очень необычная для нас Москва 1920-х.

Давайте смотреть!
1. Достаточно большая часть фильма снималась в подмосковной Коломне. Здесь снимались финальные сцены расстрела, некоторые "виды" рабочего городка и собственно сам завод, на котором все начинается.

Со съемками на заводе вообще было все достаточно любопытно. Эйзенштейн - в ту пору еще мало кому известный, начинающий режиссер. Снимать на заводе такую огромную массовку ему бы, конечно, никто не позволил. Поэтому синематографисты пошли на хитрость: они буквально навязались Троцкому, который собирался выступать на митинге на Коломенском тепловозостроительном заводе. В общем, пообещав запечатлеть выступления Троцкого для истории, съемочная группа фиксировала "рабочие массы" и непосредственно завод, в то время, когда на самого Троцкого не было потрачено ни одного кадра кинопленки...

Немало сцен было снято и в окрестностях Коломны
Но много сцен было снято в Москве. Увы, не все места мною опознаны, поэтому надеюсь на вашу помощь.

2. Дом владельца завода снимали в "замке" владельцев Трёхгорной мануфактуры Прохоровых (1884, архитектор В.Залесский) - по картам Яндекса адрес этого здания Рочдельская 26/1 с.2, по другим источникам Большой Трёхгорный переулок, 1/30
Когда-то это здание было одним из самых заметных на Пресне, т.к. стояло над высоким обрывом.

Фото 1900-го года
В советское время дом был застроен со всех сторон и теперь виден только из дворов соседних домов или музыкальной школы им.Блажевича. В наши дни выглядит так
Фотография отсюда

Вот еще один кадр из фильма. Другой ракурс.
В кадре на заднем плане университетская обсерватория на Пресне.

3. У Никитских ворот. В кадр попала надпись "книги". Здесь, у памятника Тимирязеву долгое время находился небольшой книжный развал.
Тверской бульвар у Никитских ворот
4. Вид на Столешников переулок
5. Китайгородская стена от Варварки до Старой площади. Уникальная возможность увидеть КАК это было.
6. Без Хитровки, конечно, не обошлось.
Хитровский переулок
Усадьба Лопухиных в Хитровском переулке
7. Место съемки следующего эпизода - высокий берег Москва-реки в районе Ростовской набережной. Здесь вид в сторону набережной уже Бережковской и на Киевский (Брянский) вокзал
Говорят, что и шедевральный эпизод с людьми в бочках снимали где-то неподалеку. Увы, точно место не установить, конечно.
8. Несколько следующих кадров мною не опознаны, но вот есть ощущение, что все действо происходит в Теплых рядах в Гостином дворе (аркада) и где-то рядом (два других кадра).
9. Из Теплых рядов (?) побежали в Гостиный двор
10. А вот дальше снова из неопознанного. Начало разгона рабочих. Версии здесь такие: следующие эпизоды сняты в старых кварталах Зарядья, возможно и эти кадры сделаны там же. У меня почему-то есть ощущение (ничем не подтвержденное), что это Замоскворечье. Ну и чтобы всех запутать - возможно Коломна :) Помогайте! Для удобства кадры нумерую (кликабельно).
10.1
10.2
10.3
11. Кадры снятые в районе Трехгорной (Прохоровской) мануфактуры (спасибо seakonst)
Вот современный вид этого места

Следующие два кадра тоже в окрестностях фабрики
12. Ну, а дальше, пожалуй, самый драматический эпиод картины - бойня в Зарядье. Знаменитый Дом-корабль в Псковском переулке. Невероятные режиссерские находки. Необычные ракурсы и эффектные съемки.
Дом корабль в Зарядье - это, наверное, самый большой и самый известный дом с галереями, который существовал в Москве. Строительство таких домов получило широкое распространение во 2-й половине XIX века. Всё дело в том, что владельцы доходников экономили на лестничных клетках и парадных. Лестницы снаружи – гораздо дешевле. Так что это характерно для небогатых доходных домов.

Но наш "экземпляр" - это одно из интереснейших зданий такого плана. Тут, экономия в итоге стала изюминкой дома, она его и прославила. Тут галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн. И, прекрасные мостики между галереями придают удивительного колорита этому дому. И никаких мыслей не может возникнуть по поводу того, что галереи эти сделаны ради экономии. Снесён дом в 1956 году.

Вот и все на сегодня. Жду ваших версий по поводу неопознанных кадров.

Старые фотографии, как обычно, с портала http://www.oldmos.ru
Так же были использованы материалы с великолепного ресурса http://moscowwalks.ru