Москва в фильме
Стучись в любую дверь

(Киностудия им. Горького, 1958 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Этот фильм я искала очень давно. Так мне хотелось посмотреть на остатки знаменитого своими трущобами московского района Арженовки, которая могла посоперничать с Хитровкой и Грачевкой. Конечно, это название к концу 1950-х уже почти не употреблялось, но все же...

В фильм попали и другие московские местности: Большая Пироговская, Ивановская Горка, Фрунзенская набережная, Измайловский парк, строящиеся Ленинский и Ломоносовский проспекты, но обо всем по порядку...

Фильм повествует о непростой судьбе детей и подростков, родившихся во время войны и первые послевоенные годы.
1. Итак, основное действие фильма происходит в старом трехэтажном доме, который дожил до конца 1950-х во дворе огромного углового здания, построенного в 1936 году на углу тогдашнего Новинского переулка и Смоленской набережной.

Вообще, стоит отметить, что весь район, спускавшийся от Смоленского бульвара (и Смоленского же рынка) к Москва-реке и ограниченный Новинским переулком (а теперь частью Нового Арбата) и Смоленской улицей, пользовался дурной славой и безысходной бедностью обитателей. Именно здесь были известные московские притоны: «Ржанова крепость» или «Арженовка» (по которой и величали весь район), «Зиминовка», «Волчатник» и «Оборинка».

Александр Вьюрков в рассказе «Трущоба» рассказывал, что в начале 20-го века район был заселен в основном ремесленниками, мастеровыми, извозчиками, прачками и ворами… Здесь бесследно исчезали не только краденные вещи, но и сами ограбленные.

Вот в таком месте, правда слегка облагороженном (к 1958 здесь уже стояли помпезные "сталинские" дома на набережной, № 2 и №12/31), и разворачивается действие фильма.

Здесь в кадре строительство на Смоленской набережной и застройка наб. Тараса Шевченко

Вот дом № 2 по Смоленской набережной и кусочек МИДа.
А это тот самый дом № 12/31
(архитекторы А. В. Щусев и А. К. Ростковский)
По слухам, его строила для себя Сельскохозяйственная академия. Но в 1938 году в Москву перевели из Ленинграда Артиллерийскую академию, начальник которой, молодой выдвиженец генерал А. К. Сивков, дерзко попросил у Сталина жилье для своих людей - и получил четыре новых больших дома: на улице Горького, на Таганке, на Мещанской и этот - на Смоленской набережной.

Этот дом много лет, подобно гигантскому кораблю, рассекал окружающие трущобы. Но когда в начале 1960-х годов пробили Новый Арбат (проспект Калинина) и построили Новоарбатский мост, он оказался одной стороной точно на красной линии проспекта, что и предусматривалось Генеральным планом развития Москвы 1935 года.

Вторая сторона дома выходила на Смоленскую набережную, но не к самой воде. Прямо под окнами стояли многочисленные бараки. Поверх них хорошо просматривался фарватер Москвы-реки со всем судоходством. К 1950-ым бараки были уже снесены, а Арженовка на сленге местных обитателей стала именоваться Смолягой.

Интересные воспоминания А. Никольского, жившего в ту пору в этом доме-гиганте, относительно неказистого домика, где жили главные герои фильма: "Рядом с нашим домом притулилась мрачноватая трехэтажка, в которой, о чем знал любой местный житель, квартировали уголовники всех мастей. Здесь даже снимался художественный фильм про них - «Стучись в любую дверь»; пародийно мы его называли «Влезай в любое окно»."
На Смоленской набережной. На заднем плане гостиница "Украина"
Здесь же снималась и стройка, на которую устроился работать главный герой, пытаясь вылезти из воровской паутины.

Как мне кажется, строится д. 5/13 по Смоленской набережной. Этот дом, впечатляющий своей роскошью, появился на набережной как раз в конце 1950-х. Если в угловом доме обитали полковники и генералы, то здесь - даже маршалы (например, маршал Баграмян). Дом так и звали - «маршальским». У него со стен слетала керамическая облицовка, поэтому на уровне второго этажа подвесили широкую металлическую сетку - ради безопасности пешеходов.

Ну, а в фильме дом только строится
Ну и в финале фильма "воровской" притон разрушают
Теперь здесь помимо сталинских домов огромное посольство Англии и никаких трущоб... Вообще, от старой Арженовки осталось совсем-совсем немного...

А мы с Вами перейдем к другим местам, показанным в фильме.

2. Кинотеатр. Здесь Андрей и Генка спекулируют билетами. Я понимаю, что кадр не ахти, но надеюсь, что вы мне подсобите в опознании кинотеатра. Что-то очень похожее на "Славу", "Буревесник", "Победу", но мне показалось, что это ни один из перечисленных кинотеатров.. А вот какой? ДК Строителей в Измайлово, бывший до начала 1960-х годов кинотеатром Сталинского района. Как раз в кадре видно еще строительство вокруг площади. (спасибо romodin)
3. Каток в Измайлово. В ту пору во всех парках заливали аллеи, и москвичи с удовольствием катались на коньках на свежем воздухе.
4. ДК завода им. Сталина (Дворец культуры АМО «Завод имени И.А. Лихачева»)
Один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов, построенный по проекту архитекторов братьев Весниных. Шедевр отечественного архитектурного авангарда, переживший несколько перестроек, доживший до наших дней. История его возведения прекрасна и ужасна одновременно: Дворец культуры ЗИЛа был построен для детей рабочих и явился уникальным для своего времени сооружением - огромные площади заняли кружки, секции, концертны зал, танцевальные залы. Но беда в ом, что строили его на территории некрополя Симонова монастыря. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские, и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. И, как это часто бывало в те годы, на месте храма или погоста возводились "храмы" образования и культуры.

Вот так выглядел ДК сразу после постройки:
5. Б. Пироговская улица.
Вот так выглядит это место в наши дни
6. Фрунзенская набережная от Крымского моста
7. Даже 1950-е, если необходимо было эффектно проехаться на такси, то местом действия подобных сцен выбирали Ивановскую горку :)

Хохловский переулок
Колпачный переулок
8. Ну, и в финале кинокартины главный герой, отлежав в больнице, возвращается на стройку, к работе. Исправился, в общем.
А строят молодые люди квартал на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов.
Несколько интересных кадров:
И в завершении поста старенький трамвай, пересекающий строящийся Ленинский :)