Москва в кинофильме
Трактир на Пятницкой

(Мосфильм, 1978 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Советский детектив, или о том, как в конце 1970-х
снимали Москву времен НЭПа. Удивительная и кропотливая работа оператора и людей, выбиравших места в Москве для натурных съемок. Давайте посмотрим!

Начнем мы, собственно, с трактира, который по сюжету располагался на Пятницкой, но киношники поместили его неподалеку - на Большой Ордынке, в Подворье Малоярославецкого Никольского монастыря.

Вот так это здание выглядит сегодня,
после очередной реставрации.
Первоначально здание в русском стиле было двухэтажным. Его построили по проекту архитектора Ушакова в 1899 году и уже во второй половине 1930-х надстроили двумя этажами. А совсем недавно поменяли отделку цокольного этажа и полуподвальных окон.

Кстати, есть у меня подозрения, что и "внутренности" трактира снимали в этом же здании.
А теперь будем разглядывать
непосредственно Москву в этом фильме.

Действие фильма начинается с того, что нам показывают бандитов, едущих на дело. А едут они по Садовнической набережной
Сегодня эта местность изменилась очень сильно. Сравните:
Бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони через Большой Ватин переулок. Те еще "прыжки" по карте Москвы, но тем не менее...
Милицейская машина на Гончарной улице - справа д.2 по Гончарной улице, слева д.8 по Б. Ватину пер.
А вот и сам Большой Ватин. Это место можно встретить еще в ряде фильмов, здесь снимали гайдаевские "12 стульев", "Покровские ворота", "Вечный зов". Видимо объяснялось все просто: в 1970-80 гг найти в Москве улочку с мощенным покрытием было уже достаточно сложно. А тут еще и вид старо-московский - церковь, маленькие домики. Вот и тянулись сюда съемочные группы, которым надо было запечатлеть ушедшую Москву
И вот что интересно, бандиты своей целью выбрали не простой магазин. Грабили они Теплые ряды. Еще один, увы, ушедший от нас недавно уголок Москвы.

Въезд в Теплые ряды с Ильинки
Здесь можно увидеть уничтоженную чугунную галерею, которая, кстати,
так же засветилась и в фильме "Вечный зов".
Еще один не раз мелькавший на экране дом. Никитски бульвар, 12. Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка, построенный в 1913 году, с шикарными проходными дворами.

Вид из двора дома в сторону Калашного переулка, на заднем плане д.12 по Калашному.
Те самые проходные дворы
Именно в этом доме жила возлюбленная Шарапова - Варя Синичкина.

Ну, а в "Трактире на Пятницкой" действие перемещается на Пушкинскую набережную и в Нескучный сад.
Напомню, что действие в фильме происходит в 1920-е. Тогда, конечно, московские набережные выглядели совсем иначе. Свой каменный наряд они получили только в 1930-е. Тогда-же на набережных появилось и большинство малых архитектурных форм. Впрочем, в фильме их пытаются задекорировать пальмами :)
Это знаменитый каскад фонтанов со скульптурой "Девочка-ныряльщица" (скульптор И.Д.Шадр). Когда-то в компании с девочкой были два мальчугана с рыбами, которые исчезли, по-видимому, в конце 1980-х. Вот так выглядела вся композиция когда-то
Именно здесь встречаются Француз и Цыган
Выпив за случайную встречу, повспоминав прошлое, старые знакомые решают отправиться в трактир на Пятницкой. Извозчика же они ловят на фоне еще одной московской достопримечательности - Ванного домика у Елизаветинского пруда в Нескучном саду.
Надо сказать, что в годы, о которых идет речь в фильме, Ванный домик выглядел несколько более презентабельно. В нем располагался ресторанчик, а позже столовая.
Потом домик долго пустовал, в конце ХХ века в нем случился сильный пожар, и теперь красивый старый павильон выглядит вот так. Увы!
Следующий эпизод. Разговор Пашки Америки и Француза. Варварка с ее изумительными сооружениями.
Встреча чекистов у Новодевичьего монастыря
И финал фильма. Старый-добрый Рижский вокзал. Еще с навесом.
"На закуску". И все-таки съемочной группе пришлось выехать из Москвы. Не нашлось в Москве конца 1970-х торговых рядов в хорошем состоянии, где можно было бы снять сцены места "работы" Пашки-Америки, пришлось ехать в Ростов Великий.

Все эти сцены сняты неподалеку от Ростовского кремля. Кстати, обратите внимание на задник-декорацию. Что хотел изобразить художник? Мне вот видятся Проломные Владимирские ворота Китай-города и Пантелеймоновская часовня. :)