Москва в кинофильме
Волга-Волга

(Мосфильм, 1938 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Премьера фильма состоялась 24 апреля 1938 года. Фильм «Волга-Волга», работа над которым велась создателями более четырёх лет, стала «эпическим» полотном о жизни и достижениях Советского Союза конца 1930-х годов, своего рода киносимволом той эпохи.
Картина снималась в разных местах: Камышин Волгоградской области (там снимался Мелководск), Горький, Сарапул, верховья реки Чусовой, Волга в районе Жигулей. Но нам, конечно интереснее всего посмотреть на канал Москва-Волга в окрестностях Москвы, Химкинское водохранилище и Московское море и собственно Москву.
Кстати, любопытная история о происхождении названия фильма. По воспоминаниям Любови Орловой, название фильма было заимствовано из популярной русской народной песни «Стенька Разин», которую некогда пел режиссёр Александров (муж Л.Орловой) во время своего плавания на лодке вместе с Чарли Чаплиным в бухте Сан-Франциско. Чаплин тогда в шутку предложил слова из песни для названия фильма, но Александров отнёсся к этому серьёзно и назвал свой новый фильм «Волга-Волга».

Сюжет, думаю, всем известен. Поэтому давайте смотреть кадры из фильма.


1. Шлюз №3 канала Москва-Волга в Яхроме.
Архитектор шлюза - В.Я. Мовчан.
Поднимает суда на уровень 8 метров.
Башни шлюза украшают декоративные модели корабли-каравеллы Колумба "Санта-Мария", созданные из красной меди.
На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 г.
2. Мост Рижского направления через канал, построенный в 1935-37 гг. по проекту инженера А. С. Бачелиса. В народе по фамилии инженера называется также мостом Бачелиса. Этот мост наиболее интересный по конструкции из всех, построенных над каналом Москва-Волга. Он представляет собой трехшарнирную арку со 120-метровым пролетом, превышавшим длину пролетов всех железнодорожных мостов в Советском Союзе на тот момент.
Еще несколько интересных фактов про этот мост.
Сооружение моста закончено в рекордно короткий срок - всего за 13 месяцев.
Наступил день технического испытания моста. «По нему одновременно были пущены четыре тяжелых паровоза с американскими платформами, гружеными камнем. Мост блестяще выдержал испытание! На пути парохода, отправляющегося из Москвы, это будет первое сооружение, которое пассажиры увидят на канале», - с восторгом писали «Известия» 29 июля 1936 г.
А «Рабочая Москва» в тот же день добавляла: «Первого августа мост предполагается открыть для эксплуатации. После этого поезда Калининской железной дороги на трехкилометровом пути между Тушиным и Покровским-Стрешневым пойдут по новой трассе. Эта трасса уже готова. Здесь закончена укладка рельсов. Производятся последние работы по отделке и озеленению пути».
5 августа 1936 года газета «Москва-Волгострой» под рубрикой «Молния» напечатала следующее сообщение: «По новому мосту открыто движение». «4 августа в 8 часов 5 минут вечера открыто пассажирское движение по сооруженному отводу Калининской железной дороги на участке Покровское-Стрешнево - Тушино и новому железнодорожному мосту N424 через шлюз N8. Вечером через мост пропущены три пассажирских поезда, прошедших вполне удовлетворительно. Приступили к разборке старого полотна. Начальник Южного района Кузнецов. Начальник работ района Костров».

А вот парочка современных фотографий с сайта http://tushinec.ru
3. Дуня подплывает к Северному речному вокзалу и вдруг за бортом мелькает... Пушкинская набережная.
Монтаж, однако :)

Вот маршируют бравые музыканты-моряки, а на заднем плане, знакомая нам по другим фильмам скульптура мальчика с рыбой. Когда-то пара таких мальчиков составляла компанию девочке-ныряльщице в Нескучном саду.
4. Около пристани "Большая Волга" (г. Дубна)
Здесь стояли два грандиозных памятника Ленину и Сталину. Оба эти памятника были и в фильме. Но в 1950-е годы из негатива фильма были изъяты кадры с памятником Сталину. От него остались только ноги. А вместо кадров, где была видна скульптура полностью появились титры...
Колоссальность размеров хорошо читается на последнем кадре.

А вот так выглядел памятник Сталину
И для интересующихся рисунок-схема, где можно разглядеть места установки памятников (кликабельно)
Кстати, еще один любопыный факт. Меркуров первоначально выполнил 8-метровые памятники в качестве "эскиза". И 1 мая 1936 года их и установили на площади Свердлова
Вскоре для канала Волга-Москва увеличил их в несколько раз (там уже скульптуры были высотой 37 метров), а уменьшенные копии "гастролировали" в Нью-Йорке на всемирной выставке.

5. Попал в кадр и створный знак
6. Ну, и конечно, Северный Речной вокзал. Материалов об этом сооружении в интернете множество. Предлагаю просто полюбоваться на свежеотстроеное здание и окрестности, которые очень хорошо и подробно запечатлены в фильме.
7. И, напоследок, один замечательный кадр. Почти уверена, что это не постановка. Отдых на воде (яхты, байдарки, плаванье, прыжки в воду) - пожалуй одно из главных увлечений москвичей конца 1930-х.
вот и все на сегодня :))