Москва в фильме
Я шагаю по Москве

(Мосфильм, 1963 г.)

Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.
Дорогие друзья! Поздравляю вас с днем рождения нашего любимого города. По случаю дня Москвы сегодня мы с вами будем говорить о фильме, который собственно и посвящен нашему городу. В этой кинокартине Москва - одна из главных героинь :) В общем, речь о фильме "Я шагаю по Москве".

Мы, как всегда, будем рассматривать кадры из фильма, сравнивать Москву 1960-х и наших дней, а для полноты картины я буду приводить вам выдержки из книги Ф. Раззакова "Наше любимое кино. Интриги за кадром."

Итак, поехали!
"...Идея снять этот замечательный фильм целиком принадлежит сценаристу Геннадию Шпаликову. Это он пришел однажды домой к режиссеру Георгию Данелии, который после фильма «Сережа» стоял на распутье и не знал, что снимать дальше, и предложил сделать лирическую историю. «О чем?» — спросил Данелия. И Шпаликов уложил свою идею в несколько фраз: «Девушка идет под проливным дождем, туфли держит в руках. Появляется парень на велосипеде с открытым зонтиком, едет рядом с девушкой и пытается спасти ее от струй. Девушка смеется, уворачивается, а парень едет и улыбается. Нравится?» — «Нравится, — ответил Данелия. — А что дальше-то?» — «А дальше придумаем», — последовал ответ.
Поскольку Шпаликов пришел к режиссеру не с пустыми руками, а с бутылкой шампанского, тут же было принято решение «обмыть» рождение хорошей идеи. Но гость переусердствовал: когда открывал бутылку, шампанское «рвануло» и забрызгало стену. А в квартире только-только прошел ремонт и обои были, что называется, с иголочки. Увидев пятно, мама режиссера рассердилась. А Шпаликов, наоборот, обрадовался. «Хорошая примета!» — изрек он, разливая шипучую жидкость в бокалы. Кто из них оказался прав, мы теперь знаем..."

Фильм начинается с великолепных панорам.

1.Съемки с высотки на Котельнической набережной. Вид в сторону Кремля. И вновь мы не увидим гостиницы "Россия". На ее месте стилобат восьмой, так и не построенной в итоге, высотки.

А вот если бы высотка все-таки была построена, то панорама в сторону Кремля выглядела бы примерно вот так:
2.Съемки со здания МИДа. Старая застройка по Смоленской улице только-только начинает исчезать. Убегающая налево Плющиха. Бородинский мост. Москва река. На дальнем плане Киевский вокзал и не снесенные еще старые кварталы Дорогомилова.
3. Плющиха, Девичье поле, новые дома на Ростовской и Бережковской набережных. МГУ на горизонте.
4. Вид с МИДа в сторону гостиницы "Украина". Кварталы спрятавшиеся за новыми домами по Смоленской набережной. Так называемая Аржановка, которая полувеком ранее могла посоперничать с Хитровкой по количеству ночлежек, беспризорного и лихого люда... Сейчас этот уголок Москвы практически полностью стерт с лица города. Увы!
5. Денежный переулок.
(спасибо за поправку уважаемому archigrafo)
6. Большой Устьинский мост
7. Красная площадь, еще открытая для проезда транспорта
"...Сценарий был написан быстро, однако его путь к экрану оказался куда длиннее. Дело в том, что в марте 63-го Никита Хрущев обрушился с зубодробительной критикой на фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича», назвав его идеологически вредным. А там весь сюжет умещался в то, как три парня и девушка гуляют по улицам Москвы и выясняют отношения. Почти то же самое происходило и в сценарии «Я шагаю по Москве». Поэтому худсовет «Мосфильма» его долго не принимал. Причем впрямую никто ничего не объяснял, предпочитая обтекаемые формулировки.
Когда после очередного худсовета сценарий отправили на доработку, нервы Данелии не выдержали. Он сунул сценарий под мышку и отправился в Госкино — прямиком к первому заму председателя Баскакову. И наудачу застал его в хорошем расположении духа. Поэтому аудиенция заняла всего лишь несколько минут. Полностью их диалог выглядел следующим образом.
Баскаков: «Сценарий без фиги?».
Данелия: «Без фиги».
Баскаков: «Слово?»
Данелия: «Слово».
Баскаков: «Тогда запускайся»..."

А мы начинаем знакомиться с героями кинокартины. Спор в вагоне метро:
-Скажите, как к строительному переулку проехать? Где сходить?
-Я не знаю, я приезжая…
-Какой переулок?
-Строительный!
-Строительный... Где-нибудь в районе Черемушек.
-Да нет, все не так! Какие Черемушки!? Ну при чем тут Черемушки!? Слушай меня! Едешь до Павелецкой, сходишь, по эскалатору наверх и до обувного магазина, как увидел обувной – слезай! А там разберешься!
- Что вы говорите, что вы говорите! Вы сами не знаете что! Выйдешь на Кировской, пройдешь три квартала, свернешь на право, а там рукой подать!

Начнем с того, что Строительного переулка в Москве нет. Есть улица Строителей и Строительный проезд, а переулка нет.

Но тем не менее Коля берется проводить Володю. Проследим за их маршрутом.

Выходят они из метро, судя по всему, действительно на Кировской (Чистые пруды). Правда, надо отметить, что в кадре они двигаются скорее не ОТ, а К метро.
-
8. Чистопрудный бульвар.
9. В роли переулка Строителей выступает... Кривоарбатский переулок. Киношные декораторы соорудили здесь замечательное стеклянное кафе, очень похожее на стеклянные кафешки из 1960-х.
А теперь парочка фотосравнений из серии "было-стало"

10.
11.
На этом месте новые знакомые расстаются. Коля дает напутствие:"...тебе первый переулок направо". В указанном направлении у нас старый, добрый Арбат :)

Некоторое время спустя к Николаю приходит его приятель Саша, и друзья отправляются в военкомат и на поиски костюма к свадьбе.

12. Проход героев по площадке у еще не открывшегося кинотеатра "Россия" (он же Пушкинский). Кстати, откроется кинотеатр показом фильма "Я шагаю по Москве". А в кадре у нас начало Малой Дмитровки (тогда ул. Чехова)
13. Ох, какая знакомая картина!
"Простите пожалуйста, вы случайно не клад здесь ищете?"
Садовое кольцо близ Красных ворот. Вид от д.19 по Садовой-Спасской в сторону Сухаревки
14. Строительство проспекта Калинина. В кадре дома, которые когда-то числись по Б. Молчановке. Эркер, который виднеется в правой части кадра, принадлежит знаменитому зданию - роддому Грауэрмана.
15. На такси по Манежной площади.
16. И в ГУМ за костюмом.
17. Жених разменивает денюжки, чтобы позвонить в очередной раз невесте. В кадре д. 34 по Ленинскому проспекту.
18. Кстати, чуть позже нам покажут этот же дом со двора. Именно туда прийдут Николай с Володей и познакомятся с отцом Алены.
Волейбольная площадка сооружена для школьников. В этом дворе располагается школа №192.
19. Ленинский проспект мелькнет в кадре еще раз. В доме 44 располагался ЗАГС Октябрьского района, куда все-таки в итоге явился горе-жених Саша.
И ЗАГС, и арка в доме - все на своих местах. Сравните:
20. Тем временем, как уже упомянуто выше, Коля и Володя заходят за Аленой. Не застают ту дома. Ссорятся у Бородинской панорамы, которая была открыта совсем недавно - в 1962 году.
Интересный факт: первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве и выглядела вот так:
В 1918 году панорама была демонтирована. В 1950-е планировали соорудить специальный павильон для панорамы в ЦПКиО им. Горького, но эта идея не была воплощена в жизнь. Вновь открыли панораму к 150-летию битвы в 1962 году в здании на Кутузовском проспекте.

21. Тем не менее, оба героя попадают в ЦПКиО им. Горького, который в этом фильме показан шикарно! Здесь и зеленый театр, и кафе, и ландышевая аллея, и аттракционы, танцы, ресторан, и даже колоннада главного входа
Удивительно, но факт: сцену, где эпизодическую роль играет молодая Чурикова, и где Коля (герой Михалкова) рисует лошадь, снимали в павильоне!

22. А дальше небольшая прогулка по Москве.
Метромост на Ленинских горах.
23. Свадьба и гости, танцующие во дворе где-то на Мосфильмовской
24. Немного ночного города
25. И финальная сцена на станции метро "Университет". Где Николай уезжает в сторону, не открытых еще станций Проспект Вернадского и Юго-Западная.
В кадр попали интересные указатели станций и пересадок образца 1960-х
26. И песня на эскалаторе!...
А я иду шагаю по Москве...
"...10 октября шли съемки на площади Маяковского. А в это время Геннадий Шпаликов сидел неподалеку, в ресторане «София», и сочинял слова легендарной песни «А я иду, шагаю по Москве...». Музыку к этому шлягеру всех времен написал ленинградский композитор Андрей Петров. Однако музыка была написана, и стихи никак не получались. А они нужны были немедленно, поскольку в ближайшие дни должны были начаться съемки в метро и герой Никиты Михалкова должен был исполнять эту песню, поднимаясь по эскалатору.
Между тем в тот день Шпаликов пришёл на съёмочную площадку, чтобы... выпить. Он знал, что съёмочной группе выдали зарплату и хотел вместе с Данелией и оператором Юсовым посидеть в ресторане. Но те, взобравшись на козырек «Софии», ждали вечернего режима. Увидев Шпаликова, Данелия поинтересовался: «Слова написал?» — «Нет», — развел руками Шпаликов. «Тогда пиши», — приказал ему режиссер. «Что?» — Шпаликов не расслышал слов из-за проезжавшей мимо машины. Тут Данелия взял в руки мегафон и закричал чуть ли не на всю площадь: «Слова, говорю, сочиняй!» — «Первая строчка уже есть», — сообщил ему Шпаликов и*продекламировал: — «Я шагаю по Москве, как шагают по доске...» — «Не пойдет, — замахал руками Данелия. — Эти стихи на музыку не ложатся. Сочиняй новые. Если не сочинишь, в ресторан не пойдем». Последняя угроза сильнее всего подействовала на Шпаликова, и он ушел в ресторан сочинять новые слова.
Он объявился через несколько минут и снова заорал на всю площадь: «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу Великий Тихий океан, и тундру, и тайгу». Данелия в ответ: «Лучше «а я...» — «Что «а я»? — не понял Шпаликов. «По мелодии лучше «а я иду, шагаю по Москве»! — «Ну, пусть будет «а я», — махнул рукой Шпаликов и отправился сочинять следующий куплет. За следующие полчаса он сочинил их еще два. А потом Юсов снял то, что нужно, и съемки закончились. Продлись они чуть дольше, куплетов в песне могло быть больше. "

Еще раз всех с праздником, уже почти прошедшим!